Найти тему
Maxim Kuznetsov

Савеловский треугольник 2.

Начало похода (по Большой Новодмитровской улице) см. здесь. А мы движемся дальше...

1) Хлебозавод №9. Я всегда думал, что такая круглая форма здания это просто дань архитектурному авангарду, так популярному в 30-е годы прошлого века, когда завод строился. А оказывается, это имеет еще и функциональный смысл. Да еще какой!
Это один из пяти хлебозаводов в Москве, построенных по проекту инженера Георгия Петровича Марсакова. Он предложил поставить линии по производству хлеба на рельсы, а рельсы - на ролики, прикрепленные к полу. Все гениальное просто. Осталось только придумать, как сделать так, чтобы рельсы не кончались? А замкнуть их в круг. И так по кругу сверху вниз несколько этажей разных циклов производства хлеба: полностью автоматизированный завод (без всякого участия ручного труда) по выпечке хлеба. Подробнее можно посмотреть
здесь.
При этом на Марсакове было только конструкторское решение, а за внешнее воплощение в данном случае отвечал известный архитектор А.М. Преображенский. И этот образец промышленного конструктивизма занесён в реестр памятников архитектуры.
Утверждается, что в нынешние времена
хлебозаводы системы Марсакова экономически невыгодны. Мне это, право слово, странно слышать: по-моему, такое чудо можно даже просто как аттракцион показывать. А уж при нынешнем плачевном качестве хлеба в Москве, я уж даже и не знаю, что по этому поводу сказать...
Интересна и дальнейшая судьба самого Марсакова. В том плане, что о ней практически
ничего неизвестно (как это по-русски): он уехал на Урал, где и сгинул (если уж называть вещи своими именами) в 1963 году, чтобы уже в наше время возродиться в виде концепт-стора на территории теперь модного городского пространства Хлебозавод №9.

-2

2) Проходная парфюмерной (мыльно-косметической) фабрики "Свобода".
Фабрика возникла на базе старейшей в России парфюмерной фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», открытой в Москве аж в 1843 году.

-3

3) В заборе фабрики иногда попадаются кирпичи со странной и таинственной маркировкой.

-4

4) Осень на 1-ом Хуторском проезде.
Очень у нас тут уютные названия, да.

-5

5) Во время войны на фабрике Свобода производили взрывчатые вещества. Сейчас рельсы, ведущие к воротам фабрики не используются, и ж/д переезд через Башиловскую улицу недавно закатан в асфальт (хорошо хоть не в плитку).
Саму фабрику хотят переводить в Медведково, на такую аппетитную территорию завода уже давно пускают слюни ненасытные строительные и, бл@, девелоперские компании.
Фабрика еще проводит экскурсии (по
записи) по внутренним цехам. Функционирует также пока и фирменный магазин, торгующий продукцией фабрики. Интересно, что крупным сетевым магазинам в современных условиях стало невыгодно брать продукцию фабрики "Свобода" на реализацию (а не крупных сетевых уже и не осталось). Несмотря на то, что продукция фабрики традиционно очень добротного качества, возможно, это так же связано еще и с использованием компонентов животной органики, что не очень приветствуется нынешней экошизой. Короче, фак ю, Грета Тунберг!
Моя мама, например, очень любила пасту "Пародонтол", а я все гадал, куда она в определенный момент просто пропала с прилавков магазинов... Моя мама была врачом, и уж она-то в этих вещах очень хорошо разбиралась.

-6

6) Нет, это не буква Й из известного всем слова, это потайная дверь в заборе. С другой стороны забора (если не знать) ее невозможно заметить.
По дороге мы еще прошли мимо Вятских бань, которые участников похода не заинтересовали, а для меня с ними тоже кое-что связано. Но об этом как-нибудь в другой раз.

-7

7) Вид на знаменитый клуб фабрики "Свобода" со стороны парка Финляндского (нынешняя территория стадиона "Автомобилист").
Владелец
колокольно-литейного завода Павел Николаевич Финляндский выкупил в свое время эти территории для общественного парка. Вот же ж дурачок-то, да? А мог бы сбежать в Лондон, там, или на Канары и жить там припеваючи.

-8

8) А это знаменитый клуб фабрики "Свобода" со стороны, с которой мы его привыкли видеть. Интересно, что все знают, что его проектировал знаменитый архитектор Константин Мельников, но мало, кто знает, что изначальный проект был практически не реализован (от слова "совсем").

-9

9) Люк бизнес-парка Фактория. Есть люди, которые собирают люки с интересными рисунками. Ну, в основном, конечно, старые. Возможно, когда-нибудь, и такой люк станет коллекционной ценностью.

-10

10) Остатки трамвая №27 на пересечении Вятской и 2-ой Квесисской. Трамвай здесь давно уже не ходит, а остатки его, наверное, еще будут висеть долго. Про трамвай, наверное, тоже еще будет отдельный рассказ.

Все фото: (с) Максилла Кузнецов.

P.S.
Не знаю, как у других, но у меня по итогам похода костью в горле застрял только один вопрос: а это нормальная вообще страна, в которой невыгодно производить ни насосы, ни хлеб, ни мыло, ни парфюмерию, ни троллейбусы, а выгодны только коворкинги и гребанные букмейкеры?!

Карта похода.