Начало похода (по Большой Новодмитровской улице) см. здесь. А мы движемся дальше...
1) Хлебозавод №9. Я всегда думал, что такая круглая форма здания это просто дань архитектурному авангарду, так популярному в 30-е годы прошлого века, когда завод строился. А оказывается, это имеет еще и функциональный смысл. Да еще какой!
Это один из пяти хлебозаводов в Москве, построенных по проекту инженера Георгия Петровича Марсакова. Он предложил поставить линии по производству хлеба на рельсы, а рельсы - на ролики, прикрепленные к полу. Все гениальное просто. Осталось только придумать, как сделать так, чтобы рельсы не кончались? А замкнуть их в круг. И так по кругу сверху вниз несколько этажей разных циклов производства хлеба: полностью автоматизированный завод (без всякого участия ручного труда) по выпечке хлеба. Подробнее можно посмотреть здесь.
При этом на Марсакове было только конструкторское решение, а за внешнее воплощение в данном случае отвечал известный архитектор А.М. Преображенский. И этот образец промышленного конструктивизма занесён в реестр памятников архитектуры.
Утверждается, что в нынешние времена хлебозаводы системы Марсакова экономически невыгодны. Мне это, право слово, странно слышать: по-моему, такое чудо можно даже просто как аттракцион показывать. А уж при нынешнем плачевном качестве хлеба в Москве, я уж даже и не знаю, что по этому поводу сказать...
Интересна и дальнейшая судьба самого Марсакова. В том плане, что о ней практически ничего неизвестно (как это по-русски): он уехал на Урал, где и сгинул (если уж называть вещи своими именами) в 1963 году, чтобы уже в наше время возродиться в виде концепт-стора на территории теперь модного городского пространства Хлебозавод №9.
2) Проходная парфюмерной (мыльно-косметической) фабрики "Свобода".
Фабрика возникла на базе старейшей в России парфюмерной фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», открытой в Москве аж в 1843 году.
3) В заборе фабрики иногда попадаются кирпичи со странной и таинственной маркировкой.
4) Осень на 1-ом Хуторском проезде.
Очень у нас тут уютные названия, да.
5) Во время войны на фабрике Свобода производили взрывчатые вещества. Сейчас рельсы, ведущие к воротам фабрики не используются, и ж/д переезд через Башиловскую улицу недавно закатан в асфальт (хорошо хоть не в плитку).
Саму фабрику хотят переводить в Медведково, на такую аппетитную территорию завода уже давно пускают слюни ненасытные строительные и, бл@, девелоперские компании.
Фабрика еще проводит экскурсии (по записи) по внутренним цехам. Функционирует также пока и фирменный магазин, торгующий продукцией фабрики. Интересно, что крупным сетевым магазинам в современных условиях стало невыгодно брать продукцию фабрики "Свобода" на реализацию (а не крупных сетевых уже и не осталось). Несмотря на то, что продукция фабрики традиционно очень добротного качества, возможно, это так же связано еще и с использованием компонентов животной органики, что не очень приветствуется нынешней экошизой. Короче, фак ю, Грета Тунберг!
Моя мама, например, очень любила пасту "Пародонтол", а я все гадал, куда она в определенный момент просто пропала с прилавков магазинов... Моя мама была врачом, и уж она-то в этих вещах очень хорошо разбиралась.
6) Нет, это не буква Й из известного всем слова, это потайная дверь в заборе. С другой стороны забора (если не знать) ее невозможно заметить.
По дороге мы еще прошли мимо Вятских бань, которые участников похода не заинтересовали, а для меня с ними тоже кое-что связано. Но об этом как-нибудь в другой раз.
7) Вид на знаменитый клуб фабрики "Свобода" со стороны парка Финляндского (нынешняя территория стадиона "Автомобилист").
Владелец колокольно-литейного завода Павел Николаевич Финляндский выкупил в свое время эти территории для общественного парка. Вот же ж дурачок-то, да? А мог бы сбежать в Лондон, там, или на Канары и жить там припеваючи.
8) А это знаменитый клуб фабрики "Свобода" со стороны, с которой мы его привыкли видеть. Интересно, что все знают, что его проектировал знаменитый архитектор Константин Мельников, но мало, кто знает, что изначальный проект был практически не реализован (от слова "совсем").
9) Люк бизнес-парка Фактория. Есть люди, которые собирают люки с интересными рисунками. Ну, в основном, конечно, старые. Возможно, когда-нибудь, и такой люк станет коллекционной ценностью.
10) Остатки трамвая №27 на пересечении Вятской и 2-ой Квесисской. Трамвай здесь давно уже не ходит, а остатки его, наверное, еще будут висеть долго. Про трамвай, наверное, тоже еще будет отдельный рассказ.
Все фото: (с) Максилла Кузнецов.
P.S.
Не знаю, как у других, но у меня по итогам похода костью в горле застрял только один вопрос: а это нормальная вообще страна, в которой невыгодно производить ни насосы, ни хлеб, ни мыло, ни парфюмерию, ни троллейбусы, а выгодны только коворкинги и гребанные букмейкеры?!
Карта похода.