Методик обучения детей чтению очень много. Родители используют некоторые из них, даже не подозревая об этом. Мы показываем детям буквы в книжках, читаем с ними названия сказок, вывески, ищем знакомые буквы в тексте, пишем имя ребенка. Конечно, это не все методики обучения чтению.
Сегодня я предлагаю разобрать методику Н. Зайцева
Кто такой?
Николай Зайцев — педагог- новатор, преподаватель русского и английского языков, закончил филологический факультет педагогического института. Обучал русскому языку индонезийцев.
Разработал собственную методику для средних классов общеобразовательной школы, но методика не подошла. Позже, после пересмотрения методики и перевода ее в игровую форму, опробовал на детях от 1.5 лет. С этого момента методика стала популярной.
В чем суть?
- Отказ от стереотипа «буква-рисунок», когда Д -дом, О- облако, М- мяч, а все вместе всего лишь слова «ДОМ».
- Ребенку очень сложно читать по слогам. Ведь есть достаточно длинные слова из одного слога, например слова ВСПЛЕСК, ВСХЛИП, ВЗГЛЯД
- Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Это значит, что понятнее сначала придать звуку форму, а потом уже форму в звук.
Основа методики- складовой принцип чтения. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д.
В кубиках Зайцева есть наполнение и поэтому они звучат. Также различаются по весу, цвету и размеру.
В начале обучения чтению на стены вывешивают плакаты, причем сразу все, что идут в комплекте с методикой. Не следует их вешать поочередно или частями.
Система предполагает сначала обучение письму, выкладывание слов из кубиков и только потом уже чтение.
Так же автор методики не отказывается от пения. Считается, что ритмичное проговаривание или пропевание благотворно влияют на способность запоминать.
Для кого подходит?
- Детям от 1,5 лет до 7 лет, включая 1 класс
- Детям любящим подвижные игры и спокойным, слабослышащим, детям с плохим зрением, с отклонениями в психическом развитии, для аутистов
В чем поможет?
Развивает логику и мышление речь становится более четкой вырабатываются навыки грамотного письма развитие самостоятельности увеличится словарный запас исправляются некоторые логопедические проблемы
В методике есть плюсы, такие как почти полное отсутствие возрастного ограничения, быстрота (некоторым хватает 4-5 занятий), самостоятельность ( в процессе игры и ребенок учится как бы самостоятельно), укрепление здоровья и общее развитие (благодаря цветам и звучанию кубиков, плюс время стояния перед плакатами).
Конечно у столь замечательной методики есть и минусы. Как резюме, напишу и о них:
В школе другая система обучения и детям сложно перестроиться
Зайцев не использует в своих кубиках буквенные сочетания, которые не могут встретиться в русском языке. Однако на кубиках можно увидеть такие сочетания, как БЭ, ВЭ, ГЭ
Методика дорогая
Отнимает много времени, потому что продается в виде заготовок