Головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 ("Лада") "Санкт-Петербург", которая находится в опытной эксплуатации, отправилась на очередное техническое обслуживание и модернизацию. Работы будут проводиться на Кронштадтском морском заводе (КМОЛЗ).
На прошлой неделе пришла новость о том, что головной фрегат 22350 "Адмирал Горшков" отправился в Северодвинск на обслуживание и модернизацию отдельных систем. Сегодня стало известно, что аналогичные работы ждут и головную "Ладу".
Подводная лодка уже вышла с пункта базирования на Кольском полуострове и в сопровождении спасательных буксиров "Памир" и "Николай Чикер" идет в сторону Балтики.
Сейчас ДЭПЛ движется в северной части Норвежского моря. Пресс-служба Северного флота уточняет, что весь путь лодка пройдет в надводном положении.
Напомним, перспективную для российского флота ДЭПЛ проекта 677 преследуют постоянные неудачи. Хотя, некогда ее рассматривали, как замену традиционным "Варшавянкам" проекта 636 и устаревшим "Палтусам" 877.
Работаем без воздуха
Сам проект разрабатывало петербургское ЦКБ МТ"Рубин" еще на рубеже 1980 годов. За базу был принят проект 877 "Палтус". Однако в начале 90-х годов Министерство обороны отказалось финансировать дальнейшие работы по разработке новой лодки.
Главной особенностью новой лодки должна была стать перспективная для неатомных субмарин анаэробная силовая установка. То есть способная работать без использования атмосферного воздуха. Это позволяло увеличить время пребывания под водой и существенно снизить шумность субмарин.
На рубеже 80х - 90х ряд стран НАТО взяло на вооружение подводные лодки подобного типа и первыми здесь были шведы.
Скажем сразу, что эксперименты с анаэробными установками на подводных лодках и СССР, и НАТО вели очень давно. Но все решения были дорогими, опасными и ненадежными. В том числе с использованием двигателя Стирлинга. Только к 80м годам уровень развития технологий позволил сделать надежную и дешевую (подчеркнем - флотскую) анаэробную силовую установку. Грянувший 1991 год перечеркнул эти планы.
Деньги есть, установки нет
К концу 90х годов деньги на головной корабль 677 проекта все же нашлись. На Адмиралтейских верфях в 1997 году заложили первую "Ладу", которая получила название "Санкт-Петербург". Однако ее строительство затянулось надолго и сопровождалось постоянными спорами конструкторов с производственниками и флотом.
"Рубин" хотел создать двигатель замкнутого цикла без каких-либо выбросов во внешнюю среду, а также не хранить на борту водород (который необходим для электрохимической реакции). Вырабатывать его планировалось непосредственно из дизельного топлива.
На воду лодку спустили только в 2004 году. Это было победой. Тогда предполагалось, что "Лады" полностью вытеснят устаревшие "Палтусы" и "Варшавянки".
Будут ли перспективы?
Заводские испытания "Санкт-Петербурга" проходили с 2009 по 2010 годы, затем лодку отдали в опытную эксплуатацию. Здесь-то и начались проблемы. Самый главный недостаток был в том, что силовая установка могла безопасно работать лишь на 50% от заявленной. Увеличение мощности выливалось в поломки и длительный ремонт. Вызывали нарекания и информационно-управляющая система, гидроакустический комплекс.
Комментируя перспективы лодки в 2013 году главком ВМФ заявил, что "Санкт-Петербург" так и останется в опытной эксплуатации, однако "Лады" флоту нужны. В том же году началось строительство второй субмарины этой серии «Кронштадт». Сейчас у Адмиралтейских верфей контракты на строительство пяти ДЭПЛ типа "Лада". И флот неоднократно заявлял о том, что эта серия будет продолжаться.
Однако речи об установки на этот проект воздухонезависимой установки нет. Более того, и Объединенная судостроительная корпорация, и флот неоднократно заявлял о том, что ставить ее на "Лады" не будут. Применение ее намечено только на перспективных ДЭПЛ "Калина". Только когда это будет...