Найти тему
Калейдоскоп событий

Альфред Брэм на Полярном Урале. Очевидец сибирской язвы

Об экспедициях на Полярный Урал я уже неоднократно писал. В том числе, как Альфред Брэм воочию видел последствия сибирской язвы в горах. Теперь, о том, как и зачем эта экспедиция оказалась там.

Экспедиционный расцвет пришёлся на середину XIX века. Большую роль внесли члены Императорского географического общества. Благодаря им была изучена большая часть гор и предгорий, составлены карты от города Чердыни на юге до побережья Байдарацкой губы и до самой оконечности Полярного Урала Пай-Хой.

Константинов Камень. Фото: moya-planeta.ru
Константинов Камень. Фото: moya-planeta.ru

Иностранцы тоже не отставали от русских, всех манили эти горы, о которых ходило множество легенд. А для науки они были сплошным белым пятном, которое закрасить было большой честью для многих учёных.

Знаменитый немецкий учёный зоолог и великолепный публицист Альфред Брем тоже не мог устоять в стороне. До этого путешествовал по Африке, опубликовал книгу «Жизнь животных», а тут открывается такой случай посмотреть загадочную Сибирь. Компанию ему составил натуралист граф Вальбург-Цейль. Организатором и руководителем экспедиции был этнолог и орнитолог Отто Финш. Спонсорами были золотопромышленник Сибиряков и купцы из немецкого города Бремен.

Альфред Брэм. Источник: Яндекс.Картинки
Альфред Брэм. Источник: Яндекс.Картинки

Экспедиция началась в марте 1876 года. Выехали из Москвы на санях. По Волге добрались до Казани, потом через Пермь, Екатеринбург и Тюмень до Омска. Здесь путешественники познакомились со знаменитым краеведом Иваном Яковлевичем Словцовым. Позже он вспоминал:

«Брем – это здоровенный, лет сорока семи, немчура с прямыми, зачесанными назад как у молодого дьячка волосами, остриженными в кружок, и с огромным, необыкновенной величины носом; живой энергичный, шутник и балагур, хоть вообще держит себя весьма свободно и с весом».

О Финше отозвался так:

«молодой, лет тридцати, человек с рыженькой бородкой и стриженными гладко волосами, серьезный, умный и хитрый немчин, весьма любезный и деликатный».

Побывали в Китае, вернувшись в Россию добрались до Томска, и по Оби спустились до Обдорска. Затем на лошадях и оленях дошли до берега Карского моря. Только в Сибири они прошли около 15 тысяч километров.

Альфред Брем постоянно занимался наблюдениями, вёл записи. На Оби он описал как токуют тетерева, бег северного оленя. Им повезло, что в Сибири работала экспедиция, организованная Обществом для содействия русскому торговому мореходству. Когда Брем узнал, что русский капитан намерен изучить устье реки Щучья то решил отправиться с ним.

В книге «Жизнь на Севере и Юге: от полюса до экватора» он пишет, как нелегко им пришлось в тундре:

«Одетые в короткие шубы, неся кроме мешка на спине с тяжелыми охотничьими принадлежностями еще оружие на плечах и мелкие мешки, мы выступили в путь… Мы поднялись на бесчисленное множество холмов, прошли столько же долин, болот, трясин… Менее гостеприимно тундра не могла нас встретить. Ветер хлестал нам по лицу мелким дождем, в промокших шубах мы ложились на сырую землю… Но солнце высушивало платье и придавало нам новую бодрость и силу, и мы двигались вперед».

Здесь их ждала более страшная напасть, чем комары и дождь. В это время в горах Полярного Урала бушевала эпидемия сибирской язвы. Не обошла болезнь и экспедиционеров. Один из проводников ханты, стал мучиться от страшных болей и через три дня умер.

Дойдя до Пай-Хоя, самой крайней точки Полярного Урала, откуда уже виден берег Карского моря, они повернули обратно. Брем вспоминал:

«Мы добрались до нашей лодки и после двух недель лишений разрешили себе полное изобилие… Один шаман… предсказал, что мы уже в будущем году опять вернемся в негостеприимную землю; что два императора вознаградят нас и наши “старшины” останутся довольны нашими сочинениями… Но в тундру я уже не возвращусь никогда».

Последняя часть шаманского пророчества сбылась. Семейные беды не отпустили храброго путешественника в далёкие странствия.

Константинов Камень (Пай Хой). Фото: moya-planeta.ru
Константинов Камень (Пай Хой). Фото: moya-planeta.ru

Результатами экспедиции немцы могли гордиться. Они привезли более полутысячи экземпляров птиц, а также земноводных и рыб, пополнилась коллекция насекомых. Образцы орудий земледелия и лесоводства вызвали интерес. Эти образцы сибирской природы и этнографические коллекции вошли в многочисленные выставки и пополнили фонды заграничных музеев. По итогам Финш и Брем написали книгу «Путешествие в Западную Сибирь». К сожалению, Брем не успел обобщить результаты исследований, было опубликовано лишь несколько статей о природе и животном мире, которые вошли в сборник «Жизнь на Севере и Юге: от полюса до экватора» опубликованный после его смерти. Эти книги до сих пор вызывают живейший интерес у специалистов и всех, кто интересуется Сибирью.

Статья: "Сибирская язва на Ямале"

Если статья была интересна, познавательна, ставьте т.н. "лайк". Пишите комментарии.

Ваш В.Л.