Найти тему

Будни судового электромеханика: машинное отделение

Наш постоянный читатель Юрий ETOElec Якимчук рассказывает о своей работе на судне.

Источник фото: Google Search
Источник фото: Google Search

Итак, рабочий день электромеханика начинается с ЦПУ (центральный пульт управления) - вы можете видеть его на фото ниже. С этого помещения можно управлять практически всеми процессами в машинном отделении: начиная от включения/выключения питания на лампочках, вплоть до запуска главного и вспомогательных двигателей нажатием кнопки мышки. Утром вся машинная команда собирается на митинге (собрании), чтобы обсудить работу на целый день. Так как дедушка (старший механик, глава машинного отделения) в наше время редко принимает участие в работе, второй механик раздает указания рядовым и интересуется у 3-го механика или электрона (электромеханика) нужен ли ему кто-то в помощь из рядовых или нет. После этого все разбегаются по машине заниматься делами, которые дал второй механик. Сначала мы делаем обход в машинном отделении и проверяем всё, что связано с электричеством или электроникой. Так как наша галера не сильно древняя как жало мамонта, и не сильно новая, как Тесла Маска, у нас очень много и старого и современного оборудования. Хотя, лучше бы я работал там, где нет электричества вообще.

Центральный пульт управления.
Центральный пульт управления.

На моем корыте стоит двухтактный главный двигатель Doosan-Wartsila Sulzer 7RT-flex96C, который выдает 40440 киловатт, где 7 значит – количество цилиндров, а 96 – 960мм диаметр цилиндра. Он управляется с помощью компьютерной системы FlexView, то есть всё, что происходит с двигателем в плане ошибок и работы показывается в этой системе.

Главный двигатель. Вид сверху.
Главный двигатель. Вид сверху.

Это верхняя часть главного двигателя. На картинке вы видите кучу трубок и непонятной фигни, но не всё так страшно, как вы думаете. Тут стоят как топливные форсунки, так и выхлопной клапан и всё это находится на крышке цилиндра, там же расположено её водяное охлаждение. Если присмотреться, то вдали можете увидеть 2 запасных цилиндра и поршень перед одним из них.

Центральная часть двигателя
Центральная часть двигателя

Это центральная часть двигателя, здесь находится подпоршневое пространство, топливные насосы высокого давления, которые набивают давление аж в 1000 бар. А также продолжение поршня с предыдущего фото.

Нижняя часть главного двигателя
Нижняя часть главного двигателя

Это нижняя часть главного, где находится коленвал с масляным картером, к которому другой стороны подсоединен вал. На фото снизу.

Коленвал и масляный картер.
Коленвал и масляный картер.
Вал двигателя.
Вал двигателя.

А вот и, собственно, вал, длина которого чуть больше 30 метров.

На нём, кстати, стоит валогенератор, который может работать как в двигательном режиме, так и генераторном. Вам может показаться что это просто обычная коробка, но на самом деле это не так. Внутри этой коробки находятся обмотки, которые работают под напряжением 6600 Вольт и могут выдавать до 2х мегаватт электроэнергии, либо работать как электродвигатель с такой же нагрузкой.

Валогенератор
Валогенератор

Спросите откуда он может взять электроэнергию для работы в двигательном режиме? Да всё очень просто! На судне установлены 4 дизель-генератора с общей мощностью 10,4 мегаватта.

На фото снизу один из генераторов. К сожалению, места мало, чтобы сфотографировать нормально.

Генератор
Генератор

А приводит генератор во вращение – двигатель MAN STX 9L23, на фото снизу.

Дизельный двигатель
Дизельный двигатель

Всё это дело работает не на святом духе, а, конечно же, на топливе. Топливом бункеруемся (заправляемся) в портах. Но сразу использовать топливо нельзя. Предварительно нужно его очистить от всяких примесей, которые вредны для двигателей, в этом нам помогают сепараторы. У нас их очень много, как вы можете увидеть на фото снизу. Сепараторы не только топливные, но и масляные, ведь в масле тоже есть примеси и вода.

Сепараторы
Сепараторы

Как видите: один из них открыли для очистки от примесей и рядовые старательно чистят тарелочки.

Процесс очистки сепаратора
Процесс очистки сепаратора

Перед подачей на двигатель топливо нужно не только очищать, но и подогревать. Для это служит бойлер, или по-простому котёл. Принцип работы - как в домашних условиях: обычная батарея, только внутри трубок пар вместо теплой воды. В порту бойлер работает в автоматическом режиме, а на ходу мы используются выхлопные газы для подогрева воды до состояния пара, который, затем подогревает топливо.

Бойлер
Бойлер

Вернемся же к теме электропитания на судне. Как мы уже поняли, дизель-генераторы вырабатывает электроэнергию, но как, же она доходит к электропотребителям? Подойдём к распределительным щитам. На фото снизу вы можете увидеть распределительный щит на 6600 Вольт. Здесь расположены трансформаторы для рефустановок, подруливающие, генераторные панели управления, а также вакуумные автоматические выключатели. Кстати, в эту комнату могут входить только дедушка и электромеханик. А так как дедушка зачастую мало ходит куда-то кроме ЦПУ, то здесь можно от него прятаться. Но долго тут не постоишь, потому что в этой комнате 15-18 градусов тепла).

Распределительный щит
Распределительный щит

Но, так как на судне большинство электромоторов и другого эл.оборудование питается от сети 440 Вольт, на судне есть и трансформаторы. По мерам безопасности я не сделал фото, так как, чтобы попасть в трансформаторную нужно обесточиваться, чего, к сожалению, я сделать не могу.

А как же судно поворачивает? Ответ прост – есть рулевое устройство, которое работает по принципу электрогидравлики. На фото снизу вы можете увидеть вал киля, который с помощью гидравлических насосов приводится в движение двумя электромоторами.

Вал киля
Вал киля
Электромоторы, приводящие в движение вал киля.
Электромоторы, приводящие в движение вал киля.

А про то как судно управляется мы расскажем в следующем выпуске.

Не забывайте подписываться и ставить лайк, если статья вам понравилась!