Найти в Дзене
Евгений Шадрин

Саспенс или почему вам хочется в туалет во время фильма

Что такое саспенс и зачем он необходим человеку. «Сейчас, я расскажу вам невероятную историю!» - Именно так, рассказчик начинает повесть. Напряженное ожидание узнать, вынуждает аудиторию испытывать интерес, волнение, а за ним потрясение или катарсис. И если рассказ интересный и действительно вызывает переживания за персонажа, он есть настоящее искусство, которое не может обойтись без Саспенса - максимальной точки напряжения, в моменте, когда опасность угрожает действующему лицу больше всего. Саспенс – состояние крайнего переживания. В литературе, читатель знает, что Джульетта вот-вот проснется, но не может промешать Ромео умереть подле нее. Саспенс – напряжение. Героиня Альфреда Хичкока входит в ванную комнату. Зритель знает – убийца стоит за занавеской. Героиня не замечает смертельной опасности, а злодей, уже поднимает огромный нож над ее головой! Саспенс – потрясение: … Было холодно и мокро, Жались тени по углам, Проливали слезы стекла, Как герои мелодрам. Вы сидели на
"Нет ничего страшнее закрытой двери" (А. Хичкок)
"Нет ничего страшнее закрытой двери" (А. Хичкок)

Что такое саспенс и зачем он необходим человеку.

«Сейчас, я расскажу вам невероятную историю!» - Именно так, рассказчик начинает повесть. Напряженное ожидание узнать, вынуждает аудиторию испытывать интерес, волнение, а за ним потрясение или катарсис. И если рассказ интересный и действительно вызывает переживания за персонажа, он есть настоящее искусство, которое не может обойтись без Саспенса - максимальной точки напряжения, в моменте, когда опасность угрожает действующему лицу больше всего.

Саспенс – состояние крайнего переживания. В литературе, читатель знает, что Джульетта вот-вот проснется, но не может промешать Ромео умереть подле нее.

Ромео и Джультеа 1954 Режиссер Ренато Каселлани
Ромео и Джультеа 1954 Режиссер Ренато Каселлани

Саспенс – напряжение. Героиня Альфреда Хичкока входит в ванную комнату. Зритель знает – убийца стоит за занавеской. Героиня не замечает смертельной опасности, а злодей, уже поднимает огромный нож над ее головой!

Психо. Альфрэд Хичкок
Психо. Альфрэд Хичкок

Саспенс – потрясение:

… Было холодно и мокро,

Жались тени по углам,

Проливали слезы стекла,

Как герои мелодрам.

Вы сидели на диване,

Походили на портрет.

Молча я сжимал в кармане

Леденящий пистолет.

Расположен книзу дулом

Сквозь карман он мог стрелять,

Я все думал, думал, думал - Убивать, не убивать?

И от сырости осенней

Дрожи я сдержать не мог,

Вы упали на колени

У моих красивых ног.

Выстрел, дым, сверкнуло пламя,

Ничего уже не жаль.

Я лежал к дверям ногами - Элегантный, как рояль. (Шпаликов. Г)

Шпаликов Геннадий
Шпаликов Геннадий

Саспенс – закрытый. Мужчина, забывая у кровати полиэтиленовый сверток, торопясь на встречу уходит из дома. В дом приходят его жена и его друг. Оказывается они любовники и счастливы, заняться любовью на супружеской кровати, не зная, что мужчина, вспомнив о пакете, спешит домой. Войдя в квартиру, он застает любимую женщину в объятиях друга, но не спешит открыть рот. Он наблюдает за страстью пары и достает из кармана пальто пульт управления. Нажав кнопку, мужчина запускает обратный отсчет устройства заложенного в пакете у кровати. В пакете бомба! Но разве любовники догадываются об этом. Они обуреваемы страстью. Счетчик отчитывает секунды. Обманутый муж уходит из квартиры. Он не желает погибать с предателями. Но что это … взрыва нет. Муж бросается обратно …. И так далее.

Саспенс – растянутый во времени. Экипаж самолета, при невозможных для взлета условиях, поднимает машину в небо. Однако борт поврежден и с каждой минутой разрушается больше. Садиться некуда, лететь дальше нельзя. Командир корабля принимает решение чинить самолет на ходу. (Экипаж А. Митта)

Экипаж. Режиссер А. Митта.
Экипаж. Режиссер А. Митта.

Драматическое искусство: кино, театр, литература отличается от повседневной жизни возможностью немедленно всколыхнуть в человеке эмоцию: смех, слезы, сопереживание, гнев. А разбудив переживания – зарядить энергией. Той активностью, что человек делиться с окружающим миром. Вот зачем так необходим Саспенс. И зачем существует Искусство вообще.