Такую фразу я очень часто слышу на терапевтическом приёме.
Ненавижу себя жалеть. Как можно перефразировать?
Ненавижу себя жалкую.
Ненавижу себя.
Ненавижу себя за то, что это произошло со мной.
Это значит, гнев за определённую ситуацию направлен на себя.
Всякий раз, сталкиваясь со сложной ситуацией, с нарушением наших границ, начиная от хамства случайных прохожих и до домашних побоев, психика стоит перед выбором - на кого направить свой естественный гнев за случившееся?
Напасть ли на обидчика и в негодовании отстаивать свои права, или обвинить себя в произошедшем?
И для многих это второй вариант. У поразительно большого числа людей против всякой логики и здравого смысла «включается» злость на себя.
Анализируя подобные модели поведения в терапии, раньше или позже обнаруживаешь запрет на злость в детском возрасте.
Ребёнку жесточайшим образом запрещали выражать свой гнев в сторону родителей, отстаивать свои интересы через негодование.
Формы запретов могли быть разные - самые жуткие и разрушительные, когда родитель угрожал самоубийством, столкнувшись с чувствами ребёнка.
Чаще всего это происходило в семейных конфликтах, когда семья делилась на 2 лагеря, и противоположному лагерю, включая туда детей - бросался упрёк, это вы меня довели, вы во всем виноваты, и родитель совершал действия в направлении самоубийства.
Для ребёнка потеря родителя - самое страшное, что может случиться, и если это может произойти по его вине, то становится уж совсем невыносимо.
Иногда ребёнок наблюдал сколь жестоки были родители по отношению к его брату или сестре за неугодное им, протестное поведение, и навсегда запрещал себе злость по отношению к родителям, чтобы самому не попасть под такие наказания.
Иногда реакция родителей на протесты ребёнка была столь чрезмерной и катастрофичной для него, что он разумно переставал протестовать.
Даже такие, вроде бы не самые острые формы, как высмеивание и обесценивание агрессивных чувств ребёнка, также способны нанести сильный «кастрирующий» эффект.
В итоге возможны 2 варианта: этот повзрослевший ребёнок либо совсем не умеет испытывать чувство злости, а все агрессивные импульсы возвращает к себе в виде чувства вины, и тогда, подавляя агрессию, вину он чувствует почти постоянно, либо он все-таки гневается, но только на себя, склонен к саморазрушительному поведению, к бесконечному наказанию себя.
Проблемы с чувством злости есть у большинства терапевтических пациентов, а между тем, здоровая злость необходима нам жизни, для отстаивания своих границ, для верного реагирования на происходящие события, она даёт энергию сопротивления гнетущим обстоятельствам и позволяет одержать над ними победу.