Найти в Дзене
ЭкоСтанция

Из опыта эколого-просветительской работы Биологического музея с «особыми» посетителями

В Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева накоплен опыт работы с «особыми» посетителями. Не претендуя на полноту, в своей статье в информационно-методическом журнале Федерального детского эколого-биологического центра "Юннатский вестник" старший научный сотрудник музея, кандидат исторических науки Сергей Феликсович Хрибар обсуждает некоторые проблемы, возникающие в «особой» аудитории, и возможные методы их решения, применимые как в работе музея с посетителями, так и во многих других педагогических ситуациях. Значительная часть ментальных нарушений, свойственных подросткам с задержкой развития, встречаются у младших школьников как норма. А значит, проблема не в самих особенностях, а в их неуместности для данного возраста. Для того, кто имеет навык работы с младшими школьниками, группа подростков с задержкой развития больших сложностей не составит. Важно только закрыть глаза на паспортный возраст и воспринимать людей такими, какие они есть. Другое дело – шизофрения и ра
Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева (gbmt.ru)
Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева (gbmt.ru)

В Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева накоплен опыт работы с «особыми» посетителями. Не претендуя на полноту, в своей статье в информационно-методическом журнале Федерального детского эколого-биологического центра "Юннатский вестник" старший научный сотрудник музея, кандидат исторических науки Сергей Феликсович Хрибар обсуждает некоторые проблемы, возникающие в «особой» аудитории, и возможные методы их решения, применимые как в работе музея с посетителями, так и во многих других педагогических ситуациях.

Значительная часть ментальных нарушений, свойственных подросткам с задержкой развития, встречаются у младших школьников как норма. А значит, проблема не в самих особенностях, а в их неуместности для данного возраста. Для того, кто имеет навык работы с младшими школьниками, группа подростков с задержкой развития больших сложностей не составит. Важно только закрыть глаза на паспортный возраст и воспринимать людей такими, какие они есть. Другое дело – шизофрения и расстройства аутистического спектра (РАС). Здесь отличия бывают качественные, требующие специальных подходов. Эти случаи заслуживают отдельного обсуждения, но встречаются они не очень часто.

В ходе онтогенеза речь формируется довольно медленно, и проблемы вербального общения в начальной школе бывают часто. При задержке развития и ряде психических отклонений сложности с речью и её восприятием могут оставаться и на всю жизнь. Да и многие формально здоровые люди не всегда легко воспринимают долгие объяснения и сами не могут чётко выразить свою мысль. Если занятие или экскурсия проходит в режиме диалога, то ведущему лучше говорить короткими предложениями и задавать простые вопросы, не требующие многословных ответов. Важно быть понятым и получить адекватную обратную связь. Именно адекватную, ведь реплики экскурсантов и участников занятия нередко создают значительные сложности.

Например, сильно мешают несвоевременные вопросы либо о том, что не относится к делу, либо о том, что предполагается обсудить позже. Часто также ученики первых и вторых классов (а при задержке развития и позже) путают вопросительные и утвердительные предложения. В ответ на слова экскурсовода «Есть ли вопросы?» они рассказывают долгие истории просто для того, чтобы сообщить не относящийся к делу, но значимый для них факт. Такие ситуации можно предвидеть и смягчить заранее. С самого начала важно оговорить, что на многие возникшие вопросы экскурсанты узнают ответ в ходе экскурсии, а если не узнают, то могут спросить о том, что непонятно, после. Правда, к концу экскурсии вопросы забываются, поэтому правильнее после каждого смыслового блока (примерно 10 минут рассказа) отводить время на вопросы. Например, на экскурсии «Природа и человек» в одноимённом зале экскурсовод поочерёдно знакомит с пятью витринами, показывающими разные природные сообщества, рассказывает об экологических проблемах этих сообществ, а возможность спрашивать экскурсанты получают у каждой витрины, но только после того, как им раскроют её содержание. Сначала рассказал «кусок», ответил на вопросы по этому «куску» – и так пять раз. Также приглашая к вопросам, стоит постараться исключить ненужные реплики. Для этого важно не только сказать: «Задавайте вопросы!», а добавить: «Кому что непонятно?» или/и «Что осталось неясного из того, о чём я рассказал?».

Далее в статье С.Ф. Хрибара: особенности эколого-просветительской работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и, наоборот - с детьми, отличающимися заторможенностью, неуверенностью и тревожностью.

Читайте полный текст статьи в журнале "Юннатский вестник":
Хрибар С.Ф. Чтобы поняли
(из опыта эколого-просветительской работы
Биологического музея с «особыми» посетителями) // Юннатский вестник, №2(74), 2020. - С. 88-90.