Найти тему
Евразия.Эксперт

Интеграция в цифрах: выгодно ли Беларуси торговать со странами ЕАЭС

Фото: ildarchiv-hamburg.de
Фото: ildarchiv-hamburg.de

В марте Белстат опубликовал данные основных показателей торговли Беларуси со странами Евразийского союза за 2019 г. В разрезе нескольких лет цифры демонстрируют нестабильную динамику, однако, несмотря на увеличивающиеся объемы торговли со странами, не входящим в объединение, взаимная торговля членов ЕАЭС друг с другом также показывает рост. О том, как менялись внешнеторговые тенденции Беларуси до и во время членства в Союзе, специально для «Евразия.Эксперт» проанализировала белорусский экономист Альбина Сибирская.

Торговые отношения в ЕАЭС

Одной из целей ЕАЭС является создание и поддержание функционирования единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера экспорта и импорта товаров, работ, услуг, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Начиная с 2013 г., взаимная торговля между странами ЕАЭС демонстрирует нестабильную динамику (рис 1). Наиболее сильное снижение наблюдается по результатам 2015 г. Объем взаимной торговли в стоимостном выражении по сравнению с 2014 г. сократился на 25,5%. В 2016 г. падение объемов взаимных поставок существенно замедлилось и по итогам 2016 г. сокращение составило 5,8%. В 2017-2019 гг. мы уже можем наблюдать положительную динамику взаимной торговли стран ЕАЭС.

Рисунок 1. Прирост взаимной торговли стран ЕАЭС, отношение отчетного года.
Рисунок 1. Прирост взаимной торговли стран ЕАЭС, отношение отчетного года.

Происходящие во взаимной торговле изменения обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. Одним из них является ценовой. Падение мировых цен на нефть и прочие сырьевые ресурсы определило динамику цен на товары, участвующие во взаимной торговле, и, соответственно, общее сокращение стоимостного объема взаимной торговли между странами ЕАЭС в 2015-2016 гг.

Уже в 2016 г. наметилась тенденция улучшения ценовых условий как взаимной торговли, так и торговли с третьими странами, а также итоговых стоимостных характеристик.

Отрицательное влияние на состояние взаимной торговли оказывают относительно слабый рост мировой экономики и торговли. Снижение объемов взаимной торговли обострялось и происходящими в странах ЕАЭС девальвационными процессами – обесценивание валют расчетов является еще одной причиной падения цен на товары и сокращения общего объема взаимной торговли.

Для Беларуси создание единой таможенной территории оказало положительные последствия: удельный вес внешнеторгового оборота со странами Таможенного Союза значительно увеличился (рис 2).

Рисунок 2. Структура взаимной торговли стран ЕАЭС, млн долл. США.
Рисунок 2. Структура взаимной торговли стран ЕАЭС, млн долл. США.

Основные итоги 2019 года

В 2019 г. по сравнению с 2018 г. и относительно начала анализируемого периода структура взаимной торговли существенно не изменились. Во взаимном экспорте вклад Армении увеличился с 0,5% в 2015 г. до 1,2% в 2019 г., России – с 63,3% до 63,6%. Удельный вес Кыргызстана снизился с 1,2% до 1%, Беларуси – с 24,2% до 23,8%, по Казахстану – с 10,8% до 10,4%. Структура импорта также не показала существенных изменений. Удельный вес Армении в закупку товаров на общем рынке увеличился с 2,2% до 2,8%, России – с 31,2% до 33,1%. Величина показателя по Беларуси снизилась с 38,1% до 36,3%, по Кыргызстану – с 4,4% до 3,3%, Казахстану – с 34,1% до 24,5%.

Анализ показывает преобладание внешней торговли с третьими странами над торговлей внутри Союза в целом. Однако доля взаимной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота стран ЕАЭС достаточно высокая.

Рисунок 3. Внешняя и взаимная торговля государств-членов ЕАЭС в совокупном объеме внешнеторгового оборота, % к итогу.
Рисунок 3. Внешняя и взаимная торговля государств-членов ЕАЭС в совокупном объеме внешнеторгового оборота, % к итогу.

Внутренняя торговля ЕАЭС

По сравнению с январем – декабрем 2018 года удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли ЕАЭС в 2019 г. увеличился (с 13,7% до 14,3%). Доля взаимной торговли по Армении возросла с 28,8% до 30,1%, по Беларуси – с 50,7% по 50,8%, по Казахстану – с 21,3% по 22,2%, по России – с 8,4% до 8,8%. По Кыргызстану показатель снизился с 39,3% до 38,4%

Так, увеличились доли внешней торговли на рынке ЕАЭС России (с 8,1% в 2015 г. до 8,8% в 2019 г.) и Казахстана (с 20,8% до 22,8% соответственно) (рисунок 2.17). Доля Армении на внутреннем рынке увеличилась с 26,3% в 2015 г. до 30,1% в 2019 г., доля Беларуси увеличилась с 49,5% до 50,8% соответственно. Только доля Кыргызстана на протяжении анализируемого периода с 44,3% до 38,4%.

На протяжении 2012-2016 гг. удельный вес внешнеторгового оборота Беларуси со странами ЕАЭС составлял в среднем 24-36% от общего внешнеторгового оборота. На долю России приходится в среднем 63,4% общего товарооборота. В Казахстане на долю взаимной торговли приходится 10%. Незначительная доля во взаимной торговле у Армении (0,5-0,6%) и Кыргызстана (0,9-1,0%).

В таб. 1 приведен удельный вес внешнеторгового оборота со странами ЕАЭС относительно общего экспорта по отдельным странам.

Таблица  1. Взаимная торговля между государствами-членами ЕАЭС в 2018 г., % к  итогу по странами по суммарным экспортным операциям.
Таблица 1. Взаимная торговля между государствами-членами ЕАЭС в 2018 г., % к итогу по странами по суммарным экспортным операциям.

Наибольший удельный вес во взаимной торговле в разрезе стран наблюдается с Россией (практически по 100% во всех странах, кроме Кыргызстана), наименьший удельный вес имеет Армения.

Наибольшую долю в поставках на общий рынок имеет Россия (63,6% объема совокупного экспорта в 2018 г.). Значительны также вклады Беларуси (23,8%) и Казахстана (10,4%). Доли Армении и Кыргызстана невелики (1,2% и 1% соответственно).

Большая часть закупок (импорта) приходится на Беларусь (36,3%) и Россию (33,1%). Казахстан приобретает на рынке ЕАЭС 24,5% общего объема предложенных товаров, Кыргызстан – 3,3%, Армения – 2,8%.

Анализ динамики взаимной торговли по государствам-членам ЕАЭС показывает, что снижение объемов поставок товаров на общий рынок характерно для большинства потоков взаимной торговли.

Влияние мирового кризиса

На спад торговли оказывает влияние мировой кризис, который затронул и Казахстан. Аналитики назвали показатели внешней торговли Казахстана за последние годы самыми пессимистическими за 62 предыдущих года. Причинами спада показателей внешней торговли можно назвать как спад промышленного производства и сокращение финансирования инвестиционных проектов в Казахстане, так и неожиданное снижение потребительского спроса на продовольственные и непродовольственные товары.

Рост импорта готовой продукции обусловлен следующими факторами в равных долях:

– средства производства;

– потребительские товары;

– промежуточные товары (трубная продукция, металлоконструкции, проводники т.д.).

Более подробная товарная структура экспорта и импорта в целом по ЕАЭС приведена на рис. 4, в таб. 2.

Рисунок 4. Структура внутренней торговли ЕАЭС по укрупненным товарным группам, %
Рисунок 4. Структура внутренней торговли ЕАЭС по укрупненным товарным группам, %

На долю продукции химической промышленности приходится 12,1% объема взаимной торговли, из которых 60,1% поставлено Россией.

Товарная структура внутренней торговли стран ЕАЭС по экспорту и по импорту практически одинакова. Четверть оборота и по экспорту, и по импорту составляют минеральные продукты, из которых 84,8% на рынок ЕАЭС поставляет Россия. Около 20% экспортных и импортных операций осуществляются по купле-продаже машин, оборудования и транспортных средств (55% приходится на Россию и 41,3% – на Беларусь). Около 15% приходится на торговлю продуктами питания и сельскохозяйственной продукции (53,7% приходится на Беларусь и 34,9% – на Россию).

Таблица 2. Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС в 2019 г. в разрезе товарных групп, %
Таблица 2. Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС в 2019 г. в разрезе товарных групп, %

Практически половина импортируемых товаров из стран ЕАЭС в Беларусь приходится на минеральные продукты (44,6%). Основная статья экспорта в страны ЕАЭС из страны – машины и оборудование (29,7%). В России 33,2% экспорта в страны ЕАЭС в 2019 г. пришлось на минеральные продукты. Наибольшая доля импортируемых из ЕАЭС товаров в Россию приходится на продукты питания и сельскохозяйственную продукцию (24,9%).

В целом в Беларуси основным фактором изменения сальдо внешней торговли стал рост стоимостных объемов импорта неэнергетических товаров при нулевой динамике их экспорта.

Также в 2019 г. в Беларуси существенно сократился внешнеторговый оборот минеральных продуктов. Уменьшился как импорт, так и экспорт энергетических товаров. На динамику внешней торговли сырьевой продукцией оказали влияние сокращение беспошлинных поставок российских нефтепродуктов в Беларусь, временное прекращение экспорта белорусской нефти и нефтепродуктов из-за загрязнения трубопровода «Дружба», реализация налогового манев­ра в нефтяной отрасли России, а также снижение мировых цен на сырье.

Ключевым фактором изменения сальдо внутренней торговли России выступило сокращение стоимостных объемов экспорта российских товаров. Существенно снизились поставки минеральных продуктов, что объясняется более низкими ценами на нефть в первой половине текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., проблемами с транзитом нефти через Беларусь из-за попадания загрязненного сырья в трубопровод «Дружба», а также меньшим спросом на природный газ в отдельных западноевропейских странах из-за погодных условий. Сократился по итогам первого полугодия и экспорт российских ненефтегазовых товаров, что преимущественно связано с замедлением роста внешнего спроса и укреплением российского рубля.

Сокращение экспортной выручки в Казахстане в 2019 г. преимущественно сформировано за счет уменьшения поставок топливно-энергетических товаров, а также металлов и изделий из них. Поддержку экспорту оказало расширение поставок продовольственных товаров и машин и оборудования.

Влияние таможенного кодекса ЕАЭС

С 1 января 2018 г. в ЕАЭС действует новый Таможенный кодекс, в котором все процедуры, связанные с попаданием товаров на общий союзный рынок, унифицированы. Торговые партнеры Союза получили доступ на 184-миллионный рынок по единым правилам, вне зависимости от того, с какой стороны на него заходить. Евразийская пятерка выступает на мировой арене как единый субъект и гарантирует партнерам четкие и прозрачные правила осуществления ВЭД. В результате вступления в силу Таможенного кодекса в 2 раза сократилось время регистрации таможенных деклараций и в 6 раз сократилось время выпуска товаров в свободное обращение.

Во взаимной торговле странами ЕАЭС предоставляются тарифные преференции в отношении товаров развивающихся и наименее развитых стран, применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию. В рамках ЕАЭС применяется ряд мер по развитию экспорта, такие, как страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, введение единой маркировки товаров на территории ЕАЭС, и так далее. Таким образом, по результатам проведенного анализа можно судить о достаточном удельном весе взаимной торговли стран ЕАЭС в общем внешнеторговом обороте.

В ЕАЭС действует единая система технического регулирования с целью поддержки внутренней торговли и обеспечения безопасности продукции на протяжении ее жизненного цикла. Механизмы, заложенные в основу этой системы, позволяют устранить технические барьеры во взаимной торговле, защитить внутренний рынок от опасной продукции, повысить качество и конкурентоспособность производимых товаров. На сегодняшний день уже принято 48 технических регламентов, 42 из которых вступили в силу, и около 85% товаров Единого перечня охвачено требованиями технических регламентов.

Альбина Сибирская, белорусский экономист