Найти в Дзене

Всю войну приходилось "играть" с немцами в "прятки"

Дети войны... Как много они видели. История ещё одной жительница нашего города-ребёнка войны Фроловой Нины Васильевны.

"Родилась я в Белоруской деревне Заболотье. Там и войну встретила. У нас было 6 детей, я самая маленькая была. Когда в нашу деревню немцы пришли, они стали всех людей забирал, что бы потом в Германию отправить. Вот и в наш дом пришли, мы дома были. Мама успела схватить меня и под печку спрятаться. Из под печки я видела как немцы по дому ходят, всё переворачивают, что-то ищут. Под печкой пыль была и я уже чуть не чихнула, а мама закрыла мне рот рукой и сквозь слёзы тихо говорит на ухо: "Доченька, миленькая, терпи, а то убьют сразу".

Всю нашу оставшуюся семью и других жителей деревни в Смолевичи погнали. Но что-то там у немцев не получилось и они всех отпустили через несколько дней. А мы с мамой в сарай пробрались и в подвале с картошкой спрятались (картошки в тот год много было). Помню очень холодно там было. Мама завернула меня в какое-то старое покрывало, что бы согреть. Один из немцев хотел нащупать есть ли кто в подвале. В какой-то момент чуть за покрывало не схватил, но мама вовремя его оттащила. До сих пор помню его начищенные сапоги. Если бы он начал стрелять во внутрь, нас бы уже ни чего не спасло.

В нашем дворе колодец стоял. Я пить очень хотела. Стала маму просить быстренько выбежать попить и вернуться, но мама не разрешила. Опасно это было. Что бы хоть как то меня накормить брала картошку, грязную не отчищенную, вытирала об подол платья и давала мне. Я грызла её прямо сырую.

На следующий день когда стемнело мы выбрались из подвала и пошли в сторону леса. Мама меня на руках несла. Вдруг из деревни выбежал наш сосед. Мама его попросила меня до леса донести, сама уже слабая была, трое суток ни чего не ела. Но он отказался и один ушёл.

-2

Как то мама сама меня всё-таки донесла до леса. Там костёрчик небольшой разожгла (хорошо спички с собой были). Натопила льда в галоше и дала мне попить. Возле костра я согрелась и уснула. Проснулась я от бомбёжки. Над нами самолёт кружил, и бомбы сбрасывал. Наверное увидел наш костёр. Мама схватила меня и побежала за пруд. Там партизан много было и немцы туда не сувались.

До сих пор не понимаю как мы через реку перебрались, но мы добрались до людей. Там собрались жители из соседних деревень. Я очень хотела есть и пить, а там такие запахи были. Люди еду готовили. Меня хотели накормить, но мама мне дала только бульончика от супа попить, что бы мне плохо от переедания не стало.

-3

Там нас нашла старшая сестра со своим мужем. Мы пошли обратно в нашу деревню. На тот момент немцы от туда ушли. Но только мы стали подходить к Заболотье, там опять появились фрицы и нам пришлось возвращаться в лес. Потом всё-таки вернулись домой. Немцы ещё несколько раз приходили в нашу деревню, но партизаны успевали нас предупредить. И мы опять уходили в лес.

Один раз когда нам сказали, что идут немцы, корова наша должна была отелиться. Папа погрузил её на телегу, ещё взял с собой кур и петуха. Мы снова прятались в лесу. Наша корова там и родила. Но через какое-то время мимо нас проходила небольшая группа немцев. Они нас не видели и так бы и прошли мимо нас, но тут, как назло петух закукарекал. Фрицы естественно нас заметили. Хорошо хоть нас не тронули. Забрали корову. Отец им пытался объяснить, что она ещё слабая и далеко не уйдёт. Так и получилось. Через какое-то время она упала и сдохла. А телёнка нам пришлось самим зарезать и съесть. Так мы и выживали... Кто как мог..."