Найти тему
diletant.media

Белые офицеры в советском кино

«Поручик Голицын» и «корнет Оболенский» выглядели на экране неоднозначно: «враги» вызывали порой уважение и сочувствие советского зрителя.

Белогвардейцы в советском кино изображаются в самых разных ипостасях — это и простые солдаты, и генералы, казаки, военспецы, бандиты… Вначале все они, будучи врагами советского человека, недавно одержавшего над «буржуазией» верх, не могли изображаться иначе как крайне негативно. Отрицательный образ прочно вошел в советское кино уже в 1930-е годы.

«Чапаев», 1934. Источник: mirtesen.ru
«Чапаев», 1934. Источник: mirtesen.ru

И так было много лет, до тех пор, пока на экране не появился культовый фильм «Чапаев» (1934), снятый братьями Васильевыми. Васильевым захотелось показать, что гражданская война была сложнее, а белые были людьми, а не карикатурными врагами. В их фильме белый, полковник Бороздин, — это умный, достойный противник, рациональный, образованный и всесторонне (в том числе музыкально) развитый.

«Психическая атака» белых. Источник: vk.com
«Психическая атака» белых. Источник: vk.com

У фильма нашлись критики, не желавшие видеть белых даже в осторожно положительном ключе. Неожиданным защитником картины стал… Сталин. Вождю картина понравилась, он считал, что правильно показаны комиссары, а боевые достоинства белых лишь подчеркивают силу победителей, коммунистов.

Победители — Чапаев и Петька. Источник: kp.ru
Победители — Чапаев и Петька. Источник: kp.ru

«Чапаев», однако, стал ярким, но редким примером такого рода в сталинское время. Кстати, затем реальные офицеры Красной армии даже с одобрением отнеслись к возвращению в униформу такого «белогвардейского» старого элемента, как погоны, возвращению званий (капитан, полковник, лейтенант) и некоторых порядков императорской армии. Ненависть к белым не была всеобъемлющей.

Реальные белогвардейцы у танка «Первая помощь», 1919. Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
Реальные белогвардейцы у танка «Первая помощь», 1919. Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com

Дальнейший поворот в отношении к белогвардейцам на экране произошел во время хрущевской «оттепели». И тут неожиданный эффект произвела пропаганда.

Советские зрители верили, что белые выглядели так, как показывается в кино, и так (храбро) защищали свои классовые привилегии. И хотя предполагалось сообщить зрителю о белых негативные впечатления, оказалось, что образ «рафинированного аристократа» может быть более привлекателен, нежели образ красноармейца.

Постер фильма «Служили два товарища», 1968. Источник: kinopoisk.ru
Постер фильма «Служили два товарища», 1968. Источник: kinopoisk.ru

Возьмем для примера фильм «Служили два товарища» (1968, реж. Е. Карелов). Один из красных, положительный персонаж Карякин (в исполнении Ролана Быкова) глуповат, истеричен, не образован и любит помечтать. К тому же и выглядит герой как оборванец. На фоне сдержанного, но страстного белогвардейского поручика Брусенцова (сыгранного Высоцким) Карякин выглядит бледновато.

В результате подлец Брусенцов вызывает сочувствие зрителя, а в некоторых отношениях (манеры, ум) явно превосходит красных и заслуживает еще и уважение.

Карякин/Р. Быков. Источник: tv.akado.ru
Карякин/Р. Быков. Источник: tv.akado.ru
Брусенцов в исполнении В. Высоцкого справа. Источник: echo.msk.ru
Брусенцов в исполнении В. Высоцкого справа. Источник: echo.msk.ru

В 1960-е гг. белых все чаще стали изображать похожими на Брусенцова — пусть и морально сомнительными личностями, но хорошо одетыми, красивыми и образованными. Зритель видит, что часть правды — на белой стороне.

Яркий пример — картина Э. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968): там шикарный поручик Перов играет на гитаре и поет песню «Русское поле» так, что все девушки ахали, а мужчины хотели так же. Песня быстро стала очень популярной. Зритель увидел, что белые тоже пели о любви к родине, да еще и делали это в обрамлении красивой жизни.

«Новые приключения неуловимых», 1968. Источник: sonar2050.org
«Новые приключения неуловимых», 1968. Источник: sonar2050.org

Этот тренд был лишь несколько поколеблен в эпоху «застоя», когда белых старались показывать меньше и «заставляли» их на экране проделывать побольше гадостей. Но и тогда подобные сцены с замечательными песнями белых встречались на экране («На ясный огонь», 1975; «Дни Турбиных», 1976), и они были не случайностью, а воспроизводили часть уже сложившегося стереотипа белогвардейца.

Дни Турбиных, 1976. Источник: kinokopilka.pro
Дни Турбиных, 1976. Источник: kinokopilka.pro

Последовавшее в 1990-е гг. сильное увлечение общества белогвардейщиной разрослось на благодатной почве. Легко продолжилась и пошла дальше еще советская «киношная» тенденция — белых стали изображать однозначно положительными героями (часто тоже в ущерб исторической правде).

Как и должно быть, сегодня симпатии режиссеров полностью на их совести, а зритель может видеть картины с самым разным отношением к обеим сторонам страшной гражданской войны.

Подробнее