«Поручик Голицын» и «корнет Оболенский» выглядели на экране неоднозначно: «враги» вызывали порой уважение и сочувствие советского зрителя.
Белогвардейцы в советском кино изображаются в самых разных ипостасях — это и простые солдаты, и генералы, казаки, военспецы, бандиты… Вначале все они, будучи врагами советского человека, недавно одержавшего над «буржуазией» верх, не могли изображаться иначе как крайне негативно. Отрицательный образ прочно вошел в советское кино уже в 1930-е годы.
И так было много лет, до тех пор, пока на экране не появился культовый фильм «Чапаев» (1934), снятый братьями Васильевыми. Васильевым захотелось показать, что гражданская война была сложнее, а белые были людьми, а не карикатурными врагами. В их фильме белый, полковник Бороздин, — это умный, достойный противник, рациональный, образованный и всесторонне (в том числе музыкально) развитый.
У фильма нашлись критики, не желавшие видеть белых даже в осторожно положительном ключе. Неожиданным защитником картины стал… Сталин. Вождю картина понравилась, он считал, что правильно показаны комиссары, а боевые достоинства белых лишь подчеркивают силу победителей, коммунистов.
«Чапаев», однако, стал ярким, но редким примером такого рода в сталинское время. Кстати, затем реальные офицеры Красной армии даже с одобрением отнеслись к возвращению в униформу такого «белогвардейского» старого элемента, как погоны, возвращению званий (капитан, полковник, лейтенант) и некоторых порядков императорской армии. Ненависть к белым не была всеобъемлющей.
Дальнейший поворот в отношении к белогвардейцам на экране произошел во время хрущевской «оттепели». И тут неожиданный эффект произвела пропаганда.
Советские зрители верили, что белые выглядели так, как показывается в кино, и так (храбро) защищали свои классовые привилегии. И хотя предполагалось сообщить зрителю о белых негативные впечатления, оказалось, что образ «рафинированного аристократа» может быть более привлекателен, нежели образ красноармейца.
Возьмем для примера фильм «Служили два товарища» (1968, реж. Е. Карелов). Один из красных, положительный персонаж Карякин (в исполнении Ролана Быкова) глуповат, истеричен, не образован и любит помечтать. К тому же и выглядит герой как оборванец. На фоне сдержанного, но страстного белогвардейского поручика Брусенцова (сыгранного Высоцким) Карякин выглядит бледновато.
В результате подлец Брусенцов вызывает сочувствие зрителя, а в некоторых отношениях (манеры, ум) явно превосходит красных и заслуживает еще и уважение.
В 1960-е гг. белых все чаще стали изображать похожими на Брусенцова — пусть и морально сомнительными личностями, но хорошо одетыми, красивыми и образованными. Зритель видит, что часть правды — на белой стороне.
Яркий пример — картина Э. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968): там шикарный поручик Перов играет на гитаре и поет песню «Русское поле» так, что все девушки ахали, а мужчины хотели так же. Песня быстро стала очень популярной. Зритель увидел, что белые тоже пели о любви к родине, да еще и делали это в обрамлении красивой жизни.
Этот тренд был лишь несколько поколеблен в эпоху «застоя», когда белых старались показывать меньше и «заставляли» их на экране проделывать побольше гадостей. Но и тогда подобные сцены с замечательными песнями белых встречались на экране («На ясный огонь», 1975; «Дни Турбиных», 1976), и они были не случайностью, а воспроизводили часть уже сложившегося стереотипа белогвардейца.
Последовавшее в 1990-е гг. сильное увлечение общества белогвардейщиной разрослось на благодатной почве. Легко продолжилась и пошла дальше еще советская «киношная» тенденция — белых стали изображать однозначно положительными героями (часто тоже в ущерб исторической правде).
Как и должно быть, сегодня симпатии режиссеров полностью на их совести, а зритель может видеть картины с самым разным отношением к обеим сторонам страшной гражданской войны.