Глава 1. (Часть III)
Что за сны морочили сознание России? Чем эти сны отличались от снов в других пространствах Земли? Сны осознания справедливости, желаний её добиваться всеми доступными средствами? Но разве может быть на Земле полная справедливость? Не понимаема ли справедливость каждым из нас по-своему – даже в отдельно взятой семье? А в народе, а в человечестве? Не оказывается ли старание добиваться справедливости всего лишь желанием навязать другим своё представление о мире? Или защитить своё представление от посягательств агрессоров.
Но ведь есть, есть общее зерно понимания справедливости – если не всеми, так самым явным большинством! Несправедливо – это когда кто-то рассматривает мир как товар. Но мир – не товар, – это нечто живое и независимое от нас; мы произведены от него и не можем рассматривать родителя как эквивалент пошлых денег. Несправедливо – когда один народ считает, что вправе подмять под себя весь мир; когда указывает всем способы их поведения. Несправедливо, когда один народ решает, что может скупить весь мир – только потому, что рассматривает весь мир товаром и считает, что вправе подмять под себя всё во Вселенной.
Имеют ли право другие народы на свои собственные сны? Справедливости на свете, может, действительно, нет; но нельзя допускать несправедливость – мудр тот, кто даёт дышать живому. Чувство несправедливости растёт из недостатка, чувство справедливости – от достоинства. Есть ли, вообще, идея вселенской справедливости; и кто будет эту справедливость защищать? Или идею эту стоит беречь лишь в собственном сердце, чтобы не увеличивать противоречия мира?
АЛЕКСАНДР АЛАКШИН. БРЮССЕЛЬСКИЙ СЧЁТ. СПб., 2016. С. 145–146.
"БРЮССЕЛЬСКИЙ СЧЁТ" – ПРОДОЛЖЕНИЕ "ПЕТЕРБУРГСКОГО РОМАНА" И "МОСКОВСКОГО РОМАНА".
НО, КАЖЕТСЯ, ЛУЧШЕ НА ПАРУ НЕДЕЛЬ ВООБЩЕ ЗАБЫТЬ ПРО ЭТУ НАПАСТЬ. А ТАМ, ГЛЯДИШЬ, ЖИЗНЬ НАЛАДИТСЯ.
ЕСТЬ И СРЕДСТВО ОТВЛЕЧЕНИЯ – ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ "ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАН".