1. Потерянное звено
Пятый кукольный мультфильм студии Laika, снятый по технологии стоп-моушн. Если предыдущие работы студии — например, «Коралина», «Кубо» и «Паранорман» — были довольно нишевыми продуктами из-за сложных тем и визуальных решений, то новый мультфильм вышел абсолютно «безопасным» и семейным.
Да, история путешественника Лайонела Фроста и бигфута Линка вряд ли кого-то поразит глубиной. Выводы типа «друг познается в беде» и «семья — это не обязательно кровные родичи» мы слышали уже не раз. К «Потерянному звену» стоит относиться как к доброму и увлекательному роад-муви, которое приятно посмотреть на досуге, одному или с детьми. Снят мультик потрясающе, дизайн персонажей на высоте — Laika создали проработанный и живой мир викторианской Англии с легкой примесью стимпанка.
2. ЛЕГО фильм 2
Новая часть анимационной LEGO-франшизы прошла в прокате почти незамеченной. Каким-то образом студия Warner Bros. умудрилась одновременно выпустить слишком много фильмов («Ниндзяго», серьезно?) и слишком мало. За пять лет, прошедших с сенсационного успеха «ЛЕГО. Фильма», зрители успели охладеть к героям, а рекламная кампания сиквела не обещала ничего нового.
И правда, «ЛЕГО Фильм 2» уже не поражает ни свежестью концепции, ни количеством звёздных камео — теперь с Брюсом Уиллисом! — ни остроумным сплавом анимации и игрового кино. Однако это по-прежнему красочный и неглупый мультфильм, сделанный с выдумкой. Каждый кадр переполнен отсылками и любопытными деталями, декорации сменяют друг друга, как в калейдоскопе, а изменчивая Королева Многолика может претендовать на звание одного из самых оригинальных героев/злодеев года.
А главное, все эти кубики прочно скреплены трогательной историей о том, как важно впускать в свою игру других людей, особенно близких. Кто-то увидит в этом иллюстрацию корпоративной политики про «конструктор для всей семьи», а кто-то — отповедь токсичной маскулинности. Но вот где магия ЛЕГО: одно совсем не мешает другому!
3. Я потеряла своё тело
Что будет, если французская анимационная студия возьмётся за жизнеутверждающий приключенческий мультфильм в духе Pixar — но поставит его по роману Гийома Лорана, соавтора романтично-безумной мелодрамы «Амели»? Получится история невероятного путешествия… человеческой руки!
Перебирая пальцами, словно паук, ампутированная человеческая кисть сбегает из медицинской лаборатории. Её путь лежит через большой город со всеми его опасностями: голодные крысы и любопытные собаки, мусоровозы и поезда метро, замёрзшие реки и широкие шумные шоссе. Но рука неутомимо идёт к хозяину, юноше Науфелю, а по дороге вспоминает их общие радости, печали, мечты о космосе и первую любовь.
Мир «Я потеряла своё тело» одновременно жесток и трогателен, забавен и полон печали, странен и мил до боли в сердце. Нужно привыкнуть к его необычному настроению (отрезанная рука прячется в детской кроватке!), и перед вами предстанет красивый трогательный мультфильм о взрослении, преодолении травмы и поисках себя.
4. История игрушек 4
2010-е трудно назвать удачным десятилетием для Pixar. Студия увязла в производстве качественных, но необязательных сиквелов к своим былым хитам. Казалось, очередную «Историю игрушек» постигнет та же участь. Однако четвёртый фильм оказался не вымученным «филлером» об очередных похождениях игрушечного ковбоя Вуди и его друзей, а искренним, эмоциональным размышлением о старости и смысле жизни. Pixar словно оглядывается на саму себя: некогда всеми любимая компания, как и её классические герои, отошла на второй план и пытается решить, что делать дальше. Цепляться за прошлое из чувства верности? Осесть в антикварном магазине до лучших времён? Или отправиться в свободное плавание, к невиданным горизонтам?
«История игрушек 4» одновременно подводит черту под франшизой и развязывает ей руки. Это фильм невероятной энергии и мастерства – как на сюжетном, так и на техническом уровне. Свет и текстуры (ах, этот кошачий мех!) вплотную приблизились к фотореалистичности, экшен поставлен чрезвычайно эффектно, а каждый из новых персонажей обладает своим ярким характером и дизайном. На исходе десятилетия Pixar вдруг напомнила скептикам: для волшебников студии нет ничего невозможного, и даже старые игрушки ещё могут всех удивить.
5. Клаус
Пропитанный духом Рождества и книжек Пратчетта, «Клаус» рассказывает об истоках знакомых традиций и подбирает самые правдоподобные ответы на вопросы о символике праздника. Да, кто-то скажет, что мы уже не раз и не два видели похожие истории о становлении Санты, и наверняка обвинит авторов мультфильма в предсказуемости. Ну и пусть! «Клаус» с первых минут окутывает волшебной атмосферой, будто укрываешься пледом, пьёшь горячий какао с кардамоном и вдыхаешь запах зимней ели. Спасибо за это потрясающей 2D-анимации, запоминающимся героям и простому, но такому важному посылу о доброте, которая творит чудеса.
В 2019-м было много замечательных мультфильмов, и всё-таки лучшим мы считаем именно «Клауса». Эту рискованную и удачную попытку режиссёра Серхио Паблоса, бывшего аниматора и художника Disney, и его команды разбавить сонм стерильных 3D-мультфильмов по известным франшизам чем-то свежим. Крупные студии отказывались финансировать и прокатывать картину, опасаясь рождественской давки, и тогда мечту авторов воплотил Netflix. Сама история создания «Клауса» — очередной пример праздничной магии. Ну а в потенциале мультфильма мы с вами ещё убедимся через несколько лет, когда его просмотр станет новогодней традицией.