Найти тему

Scratch. Элементы интерфейса редактора. Блоки и скрипты.

Оглавление

Что такое блоки в Scratch? Как написать скрипт на Scratch? Отвечу на все вопросы в этой статье.

В предыдущей статье мы познакомились с установкой Scratch на компьютер и научились подключаться к онлайн редактору Scratch. В первой части мы рассмотрим часть элементов интерфейса редактора. Остальные элементы будут рассмотрены в следующей статье.

Итак, вперед!

Основные элементы интерфейса.

Основными элементами интерфейса редактора являются три вкладки: "Код", "Костюмы", "Звуки"

Вкладки
Вкладки

на которых располагаются:

  • блоки
  • категории блоков
  • поле для скриптов
  • сцена
  • спрайт
  • область для настройки спрайта
  • редактор спрайтов и сцен
  • редактор звуков

Вместо вкладки "Костюмы" может быть вкладка "Фоны". Об этом будет ниже.

Что такое блоки и какие бывают?

Блок – это как частица пазла, используемая для создания кода в Scratch.

Можно сказать, что блок это команда или в некоторых случаях параметр команды.
Формы блоков разной категорий
Формы блоков разной категорий
Блоки крепятся друг к другу с помощью специальных выступов. Для этого надо один блок с помощью мыши подтащить к другому.

Есть блоки которые управляют движением нашего спрайта, есть которые меняют его внешний вид и размер. Есть блоки которые реагируют на события или проигрывают звук. Есть блоки которые реагируют на те или иные действия спрайта, пользователя, мышки, клавиатуры и т.д. Есть блоки которые принимают и обрабатывают различные параметры.

Блоки выполняющие действия, реагирующие на события или принимающие параметры имеют разную форму.

Чтобы было удобно искать нужный блок все они разбиваются на категории. Каждая категория имеет свой цвет.

Выделяют 20 категорий блока и 6 их форм. Количество блоков может меняется с каждой новой версией редактора.

Отдельно стоит упомянуть блоки расширения. Эти блоки позволяют нам расширить возможности нашего проекта. Например, блоки музыки, рисования, блоки для связи с Lego Mindstorm EV3, Lego Education WeDo и т.д.

Загрузить эти блоки в наш редактор можно нажав кнопку внизу панели "категории блоков". На рисунке ниже выделено красным.

После закрытия проекта блоки расширения исчезают из панели "категории блоков".

Чтобы ими воспользоваться их надо опять подключить как описано выше.

Стоит отметить что вы можете даже создать свой блок. Для этого надо выбрать на панели "категории блоков" - "Другие блоки" и нажать кнопку "Создать блок". Для чего это нужно, а также назначение стандартных блоков будет рассмотрено в отдельной статье.

Что такое скрипт и зачем нужно поле скриптов?

Скрипт – несколько соединённых блоков.

Другими словами, скрипт это наша программа или часть программы.

Выбранные нами блоки и порядок их расположения очень важен, так как от этого зависит, что будет делать спрайт или сцена. Все новые и новые слова. Не пугайтесь, все рассмотрим и разберем. :)

Для спрайта и сцены можно написать разные скрипты.

В наших проектах может быть много скриптов и чтобы не запутаться в них, к скрипту можно прикрепить комментарий, объясняющий его назначение.

Как соединить блоки?

И сразу возникает вопрос. А как соединить блоки и разъединить их? Для соединения блоков в скрипт(написания программы) используется поле скриптов в центре нашего редактора.

Блоки перетаскиваются на это поле левой клавишей мыши.

Одни блоки позволяют сцепить себя друг с другом, другие позволяют вставить себя внутрь другого блока. Вот этот способ написания программы напоминает игру в Лего, где кубики соединяются между собой в разной последовательности.

Чтобы разъединить два блока, нужно левой клавишей мыши потянуть нижележащий блок.

Как я уже написал, блок - это команда. Проверить это легко, выберите категорию "Внешний вид" и щелкните мышкой по блоку "Сказать "Привет!". Рядом с котом появится надпись "Привет!". Вы можете поменять тут же слово "Привет" на любое другое, щелкнуть по блоку еще раз и увидите свое слово рядом с котом.

То же самое произойдет если вы перетащите блок на поле скриптов и щелкните по нему мышкой. А если вы перетащите несколько блоков, соедините их вместе в скрипт и щелкните по любому блоку скрипта, выполняться все блоки (команды) скрипта по очереди. В качестве примера скрипт ниже на рисунке. Наш кот будет ходить по кругу.

Скрипт "Ходить по кругу"
Скрипт "Ходить по кругу"

Вы можете взять для примера скрипт "Поход кота" из начала нашей статьи. И запускать его с помощью щелчка мыши или нажать кнопку с зеленым флажком над нашей сценой. Будут выполнены все блоки присоединенные ниже блока с таким же флажком.

Как сделать копию скрипта или части скрипта?

Как я уже говорил, спрайт может иметь много скриптов. Эти скрипты могут иметь одни и те же блоки с небольшими различиями. Чтобы не собирать повторно скрипт его можно продублировать (или скопировать). Для этого надо:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши по скрипту
  • выбрать пункт меню "Дублировать"
  • переместить указатель мыши на свободное место поля скрипта и щелкнуть левой кнопкой мыши.
Заметьте, дублируются только блоки по которому щелкнули на первом шаге и нижележащие.

Если хотите продублировать скрипт целиком, на первом шагу щелкать по первому блоку.

Как сделать копию скрипта для другого спрайта?

Каждый спрайт имеет свои скрипты. Часто для разных спрайтов необходимы одинаковые скрипты и чтобы не собирать их повторно необходимо нажать левую кнопку мыши на блок который хотите скопировать и перетащить его на иконку другого спрайта.

Заметьте, дублируются только блок на который нажали и нижележащие.

Как удалить блок с поля скриптов?

Есть два варианта:

  1. перетащите блок или скрипт на панель блоков в левую часть редактора с помощью левой клавиши мыши.
  2. щелкните правой клавишей мыши по блоку и выберите "Удалить блок"
Заметьте, удаляется один блок, а не весь скрипт. Но если ваши блоки внутри другого блока, который их объединяет, то при этом можно удалить внутренние блоки и блок их объединяющий. Для этого надо щелкнуть по объединяющему блоку.

Поздравляю! Это ваша первый проект (программа). Вы можете посмотреть что делают другие блоки, щелкнув по ним.

Легко. Доступно. Результат виден сразу.

А что дальше?

Мы рассмотрели блоки, их виды и для чего они нужны. Собрали их в скрипт и выполнили его. В следующей статье мы познакомимся с другими элементами интерфейса редактора Scratch. Одними из основных. Спрайт и сцена.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь в социальных сетях! Спасибо!

Хотите дистанционно обучиться? Вы может связаться со мной.

Если что-то было не понятно, читайте мои статьи на канале.