Юрий Каторин
После окончания Первой мировой войны на стапелях стран-победителей застыли корпуса гигантских кораблей. Например, французский линкор «Нормандия» (Normandie) должен был иметь двенадцать 340-мм пушек. Японцы заложили корабли, рядом с которыми «Худ» выглядел бы подростком. Итальянцы достраивали четыре супер-линкора типа «Франческо Кораччоло» (Francesco Carassiolo) c вооружением из восьми 381-мм пушек. Но дальше всех пошли англичане – их проект линейных крейсеров 1921 г/ предусмотрел создание 48 000-тонных монстров со скоростью 32 узла и 406-мм пушками. Четыре крейсера подкреплялись четверкой линкоров, вооруженных 457-мм орудиями. Однако утомленные войной экономики требовали не новой гонки вооружений, а паузы. Тогда за дело взялись дипломаты.
Разворачивающаяся гонка вооружений неизбежно должна была привести к военному конфликту на Дальнем Востоке. Для США такое развитие событий было опасно, так как Англия, связанная с Японией договором, могла вступить в конфликт на её стороне. Поэтому пришедший к власти в марте 1920 г. президент США Уоррен Дж. Гардинг (Warren Gamaliel Harding; 1865—1923) предложил главам ведущих морских держав созвать конференцию по разоружению, которую планировалось провести в Вашингтоне. Исходная позиция США была достаточно ясной. Военно-морские флоты Австро-Венгрии и Турции удалось ликвидировать, а германский (по условиям Версальского договора ей разрешалось иметь «опереточный ВМФ» в составе шести старых броненосцев) и российский (советский) флоты сократились до безопасного минимума. Осталось договориться лишь остальным пяти «великим морским державам».
Предложение упало на благоприятную почву, ибо не меньшие проблемы вызывала гонка морских вооружений в разоренной войной Европе. Великобритания, построившая в 1914–1918 гг. огромный флот быстро устаревающих дредноутов, вынуждена была тратить значительные средства на его содержание и одновременно строить новые корабли. Таким образом, в интересах большинства ведущих стран мира было установить определенные устраивающие всех ограничения в области морских вооружений.
Англия и США решили заморозить состояние военно-морских сил достигнутым уровнем и принудили пойти на это другие страны Антанты (причем Японию пришлось «уговаривать» очень жестко). Япония настаивала на соотношении 5:5:3,5 и добивалась права достроить линкор «Муцу» типа «Нагато». В результате дискуссии стороны пришли к соглашению. Япония получила право достроить линкор «Муцу», США — «Колорадо» и «Вест Вирджинию», Британия — построить два новых линкора с учетом ограничений по водоизмещению и калибру орудий. Взамен по вступлении в строй новых кораблей Япония дополнительно утилизировала 1 линкор, США — 2, а Британия— 4.
12 ноября 1921 года в Вашингтоне состоялась мирная конференция. Вскоре, 6 февраля 1922 года, после ожесточенных споров, был подписан «Договор пяти держав». Он состоял из трех разделов, содержавших 24 статьи. Первый раздел содержал наиболее важные постановления, касавшиеся тоннажа и вооружения боевых кораблей основных классов. Он зафиксировал равенство флотов Англии и США и установил следующие мировые реалии:
- никаких новостроек в течение десяти лет, кроме двух линкоров для Англии;
- соотношение сил флотов между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией должно составлять 5:5:3:1,75:1,75;
- приведены списки капитальных кораблей, которые каждая из договаривающихся стран имеет права оставить в строю. Остальные корабли подлежат утилизации, за возможным исключением двух, которые можно перестроить в авианосцы;
- оговорены способы утилизации боевых кораблей, исключающие их дальнейшее использование в этом качестве;
- по истечении 10-летней паузы никакой линкор не может быть заменен новым, если он моложе 20 лет;
- максимальное водоизмещение должно составлять: 35 000 т для линкора, 32 000 т для авианосца и 10 000 т для крейсера;
- максимальный калибр орудий должен составлять для дредноута 406 мм, для крейсера – 203 мм;
- ограничения не касаются уже построенных линкоров и линейных крейсеров с водоизмещением свыше 35 000 т.
США должны были прекратить строительство 15 новых кораблей и списать 15 старых додредноутов, оставив в строю 18 «капитальных кораблей». Флот Великобритании сокращался на 20 дредноутов! По поводу этого документа известный военно-морской историк Крисс Маршалл (Kristopher Marshall; 1949–2015) написал так: «Как бывший британский премьер-министр А. Бельфур мог подписать такой договор – решительно не укладывается в моем сознании!» Договор закрепил реальное соотношение сил в морских вооружениях, достигнутое к началу 1920-х годов. США признавалась, наряду с Великобританией, ведущей морской державой мира. Великобритания была вынуждена отказаться от принципа «двух флотов», согласно которому флот Англии должен превосходить суммарный флот двух следующих за ней морских держав, тем самым потеряв титул «Владычица морей».
Вашингтонская конференция определила ход истории военного кораблестроения на четверть века, и имела для него самые пагубные последствия. Прежде всего, десятилетняя пауза в строительстве, и особенно ограничение водоизмещения остановила нормальную эволюцию крупных кораблей. В договорных рамках создать сбалансированный проект крейсера или дредноута было нереально. Жертвовали скоростью – возникали хорошо защищенные, но тихоходные корабли. Жертвовали защитой – спускались на воду «картонные крейсера». Создание корабля – результат усилий всей тяжелой промышленности. Поэтому искусственные ограничение на качественное и количественное совершенствование флота привело к тяжелейшему кризису.
В середине 1930-х годов, когда стала очевидной близость новой войны, вашингтонские соглашения были денонсированы. Начался новый этап в строительстве тяжелых кораблей. Увы, система кораблестроения настолько вышла из русла нормального строительства, что ее возвращение было мучительным и долгим. Пятнадцать лет отсутствия практики иссушило творческую мысль конструкторов. В результате, вначале создавались корабли с серьезными дефектами. К началу войны флоты всех держав устарели морально, а большинство кораблей устарели физически. Многочисленные модернизации тридцатых годов не изменили положение дел.
За все время «вашингтонской паузы» были построены только два линкора – английские «Нельсон» (Nelson) и «Родней» (Rodney). По Вашингтонскому соглашению Британии удалось выторговать себе некоторое преимущество, – она одна сохранила возможность построить два новых корабля. Теперь конструкторам пришлось поломать себе голову: как вместить максимум боевых возможностей в 35 000 тонн. Проектированием руководил сэр Юстас Теннисон д’Эйнкурт (Sir Eustace Hugh Tennyson d'Eyncourt; 1868–1951).
Перед конструкторами была поставлена чрезвычайно сложная задача, «вписавшись» в водоизмещение 35 000 т, установить 406-мм орудия главного калибра и обеспечить надежное бронирование. Прежде всего, отказались от высокой скорости. Но одного ограничения веса энергетической установки оказалось мало, поэтому англичане пошли на коренное изменение компоновки, расположив всю артиллерию главного калибра в носовой части. Такое расположение позволило заметно сократить длину броневой цитадели, зато она получилась очень мощной.
Благодаря такой компоновке корпус нового линкора получился относительно коротким, широким, высоким и гладкопалубным. Это негативно сказывалось на скоростных качествах корабля, но зато улучшало его прочность. Еще одной особенностью корпуса стала встроенная противоторпедная защита, реализованная в виде двух камер, ограниченных внутренней противоторпедной переборкой. Характерной особенностью HMS Nelson стала башнеподобная восьмигранная надстройка, на которой на пяти уровнях располагались ходовые мостики, дальномерные посты, прожекторные и компасные площадки. В ней сосредоточили все управление кораблем. Линкор имел 5 палуб: верхнюю, главную, среднюю, которая в районе расположения башен главного калибра и главных механизмов являлась броневой, нижнюю, имевшую в районе оконечностей броневые настилы, и грузовую или палубу платформ. Главная и средняя палубы использовались для размещения экипажа корабля. Для сокращения веса при постройке корабля во всех элементах, где это представлялось возможным, использовались наиболее легкие материалы. Одним из способов стало использование более высокопрочной марки кораблестроительной стали. При изготовлении вспомогательных элементов (шкафов, ящиков и т. д.) широко использовались алюминиевые сплавы и огнестойкая фанера. В результате при строительстве было сэкономлено около 2000 т, что позволило увеличить запасы снарядов и пресной воды. Мореходность корабля была оценена всеми, кто на нем служил, как хорошая, но за счет высоких бортов линкор обладал большой парусностью, что затрудняло маневрирование и даже удержание постоянного курса при сильном ветре. Зато, имея высокий надводный борт, линкоры могли вести эффективный огонь практически при любых штормовых условиях.
Разработка 406-мм орудий главного калибра BL 16″/45 Mk I была начата в 1921 г., когда этот калибр был выбран для вооружения планируемых линейных крейсеров. В марте 1926 г. первые стволы были изготовлены компанией «Армстронг». Вес снаряда составлял 929 кг, максимальная дальность стрельбы превышала 35 км. Углы вертикальной наводки могли меняться от -3° до 40°. Три трехорудийные башни получили наименования «A», «B» и «С». Конструкторы разместили все башни с 406-мм орудиями перед надстройкой своеобразной «горкой» – башня «В» была размещена с возвышением над остальными башнями главного калибра. Сама по себе надстройка была узкой и «мертвый» сектор на кормовых курсовых углах оказался невелик. Теоретически, их секторы обстрела составляли 298°, 330° и 250° соответственно, но практические стрельбы показали, что использование башни «С» (ближней к корме) на углах, близких к предельным, создает угрозу конструкциям надстройки. По проекту максимальный боезапас составлял на ствол по 95 бронебойных и 10 учебных снарядов. Управление стрельбой главным калибром осуществлялось из носовой и кормовой боевых рубок. К каждой боевой рубке был придан командно-дальномерный пост (КДП) с 4,57-м дальномером.
На корабле было установлено шесть двухорудийных башен противоминного калибра с орудиями 152-мм Mk.XXII с длиной ствола 50 калибров. Первоначально предполагалось установить башни вблизи надстройки, однако в сентябре 1922 г. их решили сдвинуть ближе к корме, чтобы убрать из зоны действия ударной волны орудий главного калибра. Они располагались побортно двумя пирамидальными группами. При этом носовые углы почти не прикрывались противоминной артиллерией, ибо все шесть башен 152-мм пушек занимали кормовую оконечность. Максимальный боевой запас при вводе в строй составил 135 полубронебойных, 15 фугасных и 24 учебных снаряда на ствол. В качестве зенитной артиллерии дальнего действия на корабле были установлены шесть 120-мм орудий Mk.VIII. Они устанавливались на незащищённых лафетах с углом возвышения до 90°. Два орудия находились на юте, и четыре – по бокам кормовой надстройки. В качестве оружия ближней обороны – восемь одинарных 2-х фунтовых (40-мм) «пом-помов» Mk.II. Даже для двадцатых годов зенитное вооружение было очень слабым. Дополнительно к артиллерии было установлено два 622-мм подводных торпедных аппарата в носовой части корпуса.
В 1934—1935 гг. в дополнение к автоматам «пом-пом» были установлены два четырехствольных 12.7-мм зенитных пулемета типа Mk.I. Тогда же на корабле был смонтирован кран для подъема гидросамолетов (в отличие от HMS Rodney, на HMS Nelson катапульту устанавливать не стали). Во время Второй мировой войны состав зенитного вооружения постоянно увеличивался и к концу войны был заметно усилен. Например, в 1940 г. на линкоры установлены три дополнительных восьмиствольных автомата «пом-пом». Всего к концу войны на «Нельсоне» было установлено 48 40-мм «пом-помов» (6×8), 16 40-мм автоматов «Бофорс» (4×4) и 61 одноствольный 20-мм «Эрликон»
Главный броневой пояс корабля имел высоту 3.95 м и помещался внутри корпуса на небольшом (0,7–1,6 м) удалении от внешней обшивки. Броневой пояс имел наклон к вертикали 18°, что повышало его устойчивость к снарядам, летящим с больших дистанций под большим углом к горизонту. Он шел от носовой кромки барбета башни «А» до кормовой переборки погреба 152-мм орудий На всем протяжении артиллерийских погребов башен главного калибра его толщина составляла 356 мм, далее к корме (в районе машинных отделений) – 330 мм. Пояс укладывался на 12,7-мм обшивку из судостроительной стали. В носу и корме броневой пояс замыкался бронированными траверзами — носовым толщиной 305 мм наверху (над нижней палубой) и 203 мм внизу и кормовым толщиной 254 мм наверху и 102 мм внизу. Сверху цитадель закрывалась броневой палубой толщиной 159 мм над погребами, 93 мм – над машинными отделениями. Зато вне цитадели линкор оставался практически незащищенным, – классический образец системы «все или ничего. В 1937—1938 гг. в носу корабля была установлена дополнительная броневая палуба толщиной от 63,5 до 102 мм.
Мощная броня использовалась и в башнях главного калибра. Лобовые плиты башен имели толщину 406 мм с наклоном в 23° к вертикали, боковые – 229–280 мм, тыльные – 229 мм, крыша – 184 мм. Барбеты имели переменную толщину – от 330 мм до 356 мм. Бронирование боевой рубки тоже было очень солидным – от 254 до 305 мм. А вот башни вспомогательной артиллерии имели лишь противоосколочное бронирование – 25 мм. Конструктивная подводная защита рассчитывалась на противостояние торпеде с боевой частью с зарядом в 340 кг. Она состояла из двух камер — расширения и поглощения и противоторпедной переборки. В целом для линкора своего времени корабль имел отличную броневую защиту.
Из-за общих особенностей компоновки корабля конструкторам пришлось нестандартным образом расположить не только артиллерию, но и силовую установку. Единственная труба была установлена с сильным смещением к корме по отношению к классической схеме, вместе с ней были перенесены и котельные, и машины пришлось размещать перед котельными отделениями. Машина занимала два отсека. Это было обусловлено ее бо́льшими габаритами по сравнению с котельными отделениями и желанием обеспечить максимально возможную глубину подводной конструктивной защиты. В переднем отсеке находились турбины, в заднем — редукторы. Каждый отсек делился продольной переборкой на два отделения правого и левого борта. Из-за этого увеличилась длина гребных валов, а котельные отделения оказались зажаты по ширине. Линкоры типа «Нельсон» получили двухвальную силовую установку с приводом от турбинных агрегатов типа «Браун-Кёртис» с использованием одноступенчатого редуктора. На каждый вал работали турбина высокого давления переднего хода и турбины низкого давления переднего и заднего хода. Суммарная мощностью 45 000 л.с. Пар вырабатывали восемь водотрубных котлов адмиралтейского типа. Котлы на нефтяном отоплении имели пароперегреватели и форсированное дутье. Котлы были разбиты на две группы, каждая в своем отсеке. Каждый отсек также разбивался продольной переборкой на два отделения, с размещением по одному котлу возле передней и задней стенок. Скорость корабля стала главной жертвой ограничения водоизмещения. Для линкора Второй мировой войны HMS Nelson с его 23 узлами максимальной скорости был слишком тихоходным, что сильно ограничивало возможности его применения. Он отлично подходил для сопровождения конвоев и бомбардировок наземных объектов, но для того, чтобы в открытом море встретиться с кораблями противника в артиллерийском бою, ему было необходимо, чтобы у противника сначала был хотя бы частично потерян ход. Запасы топлива составляли 4950 т. Они хранились в герметичных цистернах, расположенных под котельными отделениями на грузовой палубе.
Корабли заложили в 1922 г., спустили на воду в 1925-м, а ввели в строй в 1927 г. По английским стандартам их постройка протекала крайне медленно. Наряду с чисто технологическими причинами это объясняется тяжелым финансовым положением страны. Водоизмещение 35 000 т, основные размерения 216,4×32,3×8,6 м, скорость 23 узла. Экипаж 1314 человек, при пребывании корабля в качестве флагманского — 1361 человек. Бронирование: пояс – 356 мм, башни ГК – 406 мм (лоб), 280–229 мм (борт и тыл), 184 мм (крыша), рубка – 330 мм, палуба – 76–160 мм. Вооружение: девять 406-мм, двенадцать 152-мм и шесть 120-мм пушек. «Нельсон» не мог вести огонь главным калибром прямо по корме, но мертвый угол ограничивался 30 градусами. «Нельсон» (Nelson) и «Родней» (Rodney) считают последними классическими дредноутами.
Окончание следует.
Если вам понравился материал не забудьте поставить "лайк". Спасибо.