Найти тему
ViktoriaCuba

Ошибки мышления. 3

(Начало статьи читайте в предыдущей публикации)

Продолжаю описывать ошибки нашего мозга:

6️⃣ НЕГАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ и ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ 

Как ни странно, но Позитивное мышление это такая же #ошибка, как и Негативное.

С негативными мыслями всё понятно: мы сильно сужаем восприятие реальности, видим только плохое и это порождает тревогу, грусть, беспокойство и ещё много чего. 

Позитивное мышление вообще ведёт в тупик. Критичность мышления снижается. Вместо решения жизненных задач, поиска выхода из трудного положения у человека в позитивным мышлением есть только вера в то, что «он справится» и «всё будет хорошо». И это все его инструменты для решения задач. В этом случае неизбежны поражения и разочарование от того, что ваша внутренняя позитивная картинка не соответствует реальной. 

7️⃣ НЕАДЕКВАТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ

Человек сравнивает себя с другими, которые кажутся наиболее успешными или счастливыми. От этого самооценка падает, нарастает грусть, апатия, тревога, злость.

«Большинство моих одноклассников уже стали руководителями», «У всех моих друзей дорогие машины»

И более усложнённая форма: «Если у меня нет того, что есть у них, я неудачник.

Игнорируется тот факт, что у каждого своя ситуация, все разные личности и не можем быть однозначно сравнимы. Сравнение себя с другими непременно ведёт к разочарованию. Всегда найдутся те, кто в чём-то «лучше» и в чём-то «хуже».

8️⃣ МЫШЛЕНИЕ В КАТЕГОРИИ «ДОЛЖЕН»

Человек живет, опираясь на бесконечные долженствования: 

«Я должен всегда поступать правильно», «Они должны быть более ответственными», «Мир должен быть более справедливым». «Он должен обо мне заботиться»

«Она не должна так со мной поступать»

Дисфункциональные установки долженствования держат человека в состоянии постоянной тревоги.

9️⃣ ДИХОТОМИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ (полярное, черно-белое)

мышление в категориях «все или ничего»

Представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков, условно: плохое или хорошее. 

Такой вид мышления может быть ведущим для людей с пограничной симптоматикой.

Пример: «Брак-это абсолютная зависимость, я никогда не смогу быть свободной в браке»

«Если я не добьюсь успеха во всем, я буду неудачником»

1️⃣0️⃣ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы “чувствуете” (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример : «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я все равно считаю себя неудачником»

«Я знаю, что я им не понравлюсь, я это чувствую».

1️⃣1️⃣ МЫШЛЕНИЕ В КАТЕГОРИИ «Что, если…»

Человек задает себе этот вопрос по поводу вероятных событий будущего, и никакой ответ не может его успокоить: 

«Что, если такси не приедет вовремя, и я опоздаю на самолет?.. А если оно приедет вовремя, и мы попадем в пробку, и я все равно опоздаю?..»

«А что, если мои мысли – это вообще звоночек, что лучше не лететь?..».

По сути такие мыслительные действия - это раскручивание тревоги и большей и большей силой. 

1️⃣2️⃣ ФИКСАЦИЯ НА ОЦЕНКЕ

Важен не сам процесс действия, и даже не фактический результат, а то, как это было оценено другими людьми. К примеру, девушка на корпоративе весь вечер переживает о том, произведет ли положительное впечатление на коллег ее наряд, эти мысли заставляют ее испытывать тревогу и мешает ей наслаждаться вечером.

1️⃣3️⃣ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ

Склонность постоянно гонять в голове мысли о том, как хорошо было когда-то. Сравнение с настоящим проводится в пользу прошлого, плюсы настоящего игнорируются. 

«Как жаль, что тех лет уже не вернуть, во мне было столько энергии и радости, теперь уже всё не то...».

Другой вариант этого искажения - когда человек оценивает прошлое как зря потраченное время и выбирает печалиться об этом вместо того, чтобы стремиться к положительным изменениям.

«Я 10 лет просидел на этой никому не нужной работе. Молодость прошла. Теперь уже поздно что-то менять».

1️⃣4️⃣ МЫСЛЕННЫЙ ФИЛЬТР (избирательное абстрагирование): Человек выделяет в своей жизни только неудачи, поражения, лишения вместо полной картины всех событий.

Пример: “Если я сдал сессию на отлично по всем предметам, но по одному предмету у меня 3, означает, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться”.

Пишите в комментариях, какие ошибки мышления нашли у себя, обсудим, что с ними делать;)