Найти тему
МЫ-РОДИТЕЛИ

Сколько лет было вашему ребёнку, когда вы впервые дали ему смартфон?

Оглавление
Как хорошо, как тихо дома!
Как хорошо, как тихо дома!

У меня на приёме папа с сыном. Мальчик, назовём его Ваней, учится в четвёртом классе, но до сих пор не научился читать. Да и вообще не любит учиться.

Видя, как Ваня не сводит глаз с ноутбука на моём рабочем столе, задаю папе вопрос: "Сколько лет было ребёнку, когда вы впервые дали ему смартфон?" Папа приосанился и с гордостью ответил: "Да года полтора!"

А теперь представьте себе ребёнка, которому с 1-2 лет от роду вместо игрушек дают смартфон ( планшет, ноутбук).

В возрастной психологии существуют нормы психического развития. Но чтобы развитие ребёнка этим нормам соответствовало, нужны и определённые условия воспитания:

до года - это процесс непосредственно-эмоционального общения: "Агу","Сорока-сорока", "Ладушки-ладушки" и прочие младенческие забавы. В результате у ребёнка формируется потребность в общении, эмоциональное отношение к общению. Известно, что в домах ребёнка, где с детьми общаться не кому и некогда, где их только пеленают и кормят, такой потребности не формируется и дети значительно отстают в своём развитии от сверстников, с которыми с пелёнок эмоционально общаются.

С 1 года до 3 лет - ведущая деятельность: предметно-манипулятивная.

То есть в этот возрастной период малышу полезно давать пирамидки, кубики, матрёшек и другие подобные игрушки. Показывать ему, как с такими игрушками играть, собирать-разбирать, складывать вместе с ребёнком, радоваться его маленьким успехам. По-больше детских книжечек читать, читать эмоционально. Лепить, манипулировать кистью и красками смешивая их, удивляться преображениям цвета и называть эти цвета.

Всё это стимулирует развитие речи и наглядно-действенного мышления ребёнка.

А если таких игрушек не давать? Не показывать, не рассказывать не радоваться? Не читать книжек, не горевать над "зайкой", которого "бросила хозяйка", а дать смартфон? Установить яркую "стрелялку" и ... пойти заниматься своими делами?

В дошкольном детстве, это Вы уже и из своего детства помните, дети часами могут играть в ролевые игры. В детском саду для таких игр специально шьют маленькие медицинские халатики, фартучки, бескозырки и пилотки. Целые наборы кукол, кукольной мебели и посуды, Да много ещё чего есть.

Грамотные родители и бабушки, дедушки дома поддерживают такие игры и сами играют с детьми в "кукольный театр", "парикмахерскую", "салон красоты", "космический корабль" и т.п. На даче дают маленькую лопатку и грабельки, вместе цветочек посадят, поливают, наблюдают как растёт.

В этом возрасте дети самостоятельно по долгу рисуют, лепят, собирают из конструкторов поделки. Но по-прежнему нуждаются, что бы им читали взрослые, хотя бы сказку на ночь. Любят поговорить, посекретничать.

В результате таких занятий, и ролевых игр и непосредственного общения со взрослыми ребёнок развивается. Кроме того формируется важное психологическое новообразование: стремление к общественно-значимой деятельности.

А если дать ребёнку смартфон, планшет. А самим надолго уйти из комнаты. Что сформируется?

Приходит такой ребёнок в школу. Трудно ему сидеть смирно, слушать учительницу, делать то, что она говорит. Ведь в кармане-то смартфон. Нет сил совладать с желанием достать и продолжить очередную "стрелялку".

Всем первоклассникам трудно в первые дни. Им бы побегать, покричать, повозиться-побороться на полу, а надо за партой сидеть тихо, сложив руки, внимательно слушать учительницу, выполнять задания. Порой 2-4 месяца уходит на привыкание к школьной жизни. Но в результате у ребенка формируется очень важное психологическое новообразование: произвольность психических процессов, внутренний план действия. Чувство компетентности.

Это значит, что наш непоседа внимательно, не отвлекаясь слушает и представляет как выполнить задание учителя. А выполнив, понимает, правильно ли он его сделал. Ну а тот, кто изнывает от скучного урока? Ведь ему всё скучно и не интересно, кроме его игрушки.

Подростку очень важно общение. А именно интимно-личностное общение. Общение " по душам". В таком общении, с друзьями и значимыми взрослыми (хорошо, если и с родителями тоже), у подростка формируется критическое отношение к себе и людям, стремление к взрослости, самостоятельности, способность подчиняться коллективным нормам. Ну, или не формируется, если подростку реальное общение со сверстниками, реальные командные игры в спортзале, заменяют виртуальные.

Старшие подростки, в норме, с головой уходят в свои школьные и внешкольные занятия, готовятся к экзаменам, занимаются спортом, музыкой, своим любим делом. Гуляют с друзьями, влюбляются. Готовят себя к будущей профессии.

В этот период формируются мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание. Мечты, идеалы, иерархия ценностей.

Но если он (или она) часами не выпускают из рук смартфона, спят по 3-4 часа в сутки, то, представьте, какой это ученик или ученица? Мозг отказывается мыслить. Мозг работает только на приём информации.

Не подумайте, что я против гаджетов. Вовсе нет. Но, общаясь с ребятами разных возрастов я вижу сколько теряют те дети, воспитание которых с ранних лет родители перепоручили смартфонам. Известный факт, что разработчики гаджетов своим детям до 14 лет не разрешают ими пользоваться.

На сегодняшний день существуют санитарные нормы сколько времени безопасно для психофизического здоровья дети могут проводить за компьютером:

7-10 минут-дошкольники;

45 минут- дети 8-10 лет;

1 час 30 минут-дети 11-13 лет;

2 часа 15 минут- подростки 14-16 лет.

Эти нормы прописаны в СанПиН в разделе "Общая продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня" (2016 г.)

Но реальность сегодняшнего дня такова, что при дистанционном обучении в условиях самоизоляции, детям приходится тратить много времени на школьные задания. Поэтому помогите вашим детям организовать свой досуг без гаджетов. Больше общайтесь с ребятами.

Поверьте, я точно знаю: Вы им нужны больше, чем гаджеты.