Найти тему
Alexey Bandolerov

Торпеда Такера или Воплощение Мечты!

Hola Amigos!
Приветствую всех любителей истории автомобилестроения!
Подкрепившись пинтой рома,
Я хочу повествовать,
Как товарищ Престон Такер,
Хотел "Большую тройку" наказать…

Ни один другой автомобиль не зажег воображение публики, не привлек к себе такое пристальное внимание коллекционеров и не породил больше противоречий, чем автомобиль мечты Престона Такера — Tucker 48 (Tucker Torpedo).
После окончания второй мировой войны Престон Такер решил создать автомобиль собственной конструкции. В декабре 1946 г. в прессе появились рисунки его модели “Такер-Торпедо” (Tucker Torpedo). И внешний вид, и конструкция автомобиля казались совершенно необыкновенными: предполагалось, что газораспределительный механизм оппозитного двигателя, оснащенного системой впрыска, будет лишен распределительных валов, а управлять клапанами станет гидропривод; третья фара — "глаз циклопа" — должна будет направлять свет в сторону поворота, а руль задумывалось разместить не слева, как это принято в странах с правосторонним движением, а в центре. От коробки передач планировали отказаться: крутящий момент к ведущим колесам должны были передавать гидротрансформаторы, установленные на коленчатом валу. Компоновка — заднемоторная, заднеприводная.
Вот такими рекламными плакатами
Торпеда Такера будоражила воображение потенциальных покупателей:

Tucker Torpedo глазами Алекса Тремулиса — его эскиз был основан на дизайне Джорджа Лоусона, но были внесены некоторые улучшения.
Tucker Torpedo глазами Алекса Тремулиса — его эскиз был основан на дизайне Джорджа Лоусона, но были внесены некоторые улучшения.
Версия Tucker Torpedo, разработанная Джорджем Лоусоном, главным дизайнером Такера в то время.
Версия Tucker Torpedo, разработанная Джорджем Лоусоном, главным дизайнером Такера в то время.
Ранняя визуализация дизайна Торпеды Такера, 1946 г.
Ранняя визуализация дизайна Торпеды Такера, 1946 г.
Знаменитый Жестяной Гусь — рекламный экземпляр, не способный передвигаться самостоятельно, в итоге рычаги подвески не выдержали вес автомобиля и тот упал на шасси.
Знаменитый Жестяной Гусь — рекламный экземпляр, не способный передвигаться самостоятельно, в итоге рычаги подвески не выдержали вес автомобиля и тот упал на шасси.

Концепты и графический дизайн, конечно, штука хорошая, но лишь даёт представление о ходе концептуального развития автомобиля. В конечном результате Tucker стал вот таким:
Прошу приготовиться к небольшому визуально-эстетическому шоку!

Реальность откорректировала мечты творца, но автомобиль в итоге получился крайне неординарным: компоновка сохранилась исходной, глаз циклопа, в моторном отсеке красовался оппозитный 6-цилиндровый вертолетный двигатель, трансмиссия получила вакуумно-электрический механизм переключения передач.
Реальность откорректировала мечты творца, но автомобиль в итоге получился крайне неординарным: компоновка сохранилась исходной, глаз циклопа, в моторном отсеке красовался оппозитный 6-цилиндровый вертолетный двигатель, трансмиссия получила вакуумно-электрический механизм переключения передач.
Аукционная стоимость этого автомобиля начинается от 750 тысяч $ и недавно достигла почти 3 миллионов $.
Аукционная стоимость этого автомобиля начинается от 750 тысяч $ и недавно достигла почти 3 миллионов $.
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
Большая тройка производителей заявляла, что их новая внутренняя эргономика ориентирована на водителя, но никто не был так сосредоточен на водителе, как Престон Такер, который построил консоль вокруг колонки водителя, где сосредоточились все рычаги управления автомобилем, а остальное обито мягким материалом. Такер видел многочисленные травмы, нанесенные пассажирам, когда они сталкивались со стандартной стальной приборной панелью той эпохи. Панели приборов в Торпеде фактически не существует. Вот и весь интерьер.
Большая тройка производителей заявляла, что их новая внутренняя эргономика ориентирована на водителя, но никто не был так сосредоточен на водителе, как Престон Такер, который построил консоль вокруг колонки водителя, где сосредоточились все рычаги управления автомобилем, а остальное обито мягким материалом. Такер видел многочисленные травмы, нанесенные пассажирам, когда они сталкивались со стандартной стальной приборной панелью той эпохи. Панели приборов в Торпеде фактически не существует. Вот и весь интерьер.
-16
-17
-18

Всё это великолепие — интеллектуальный плод Престона Такера, чью персону невозможно обойти стороной при написании этого поста.

Престон Томас Такер родился в 1903 году, на ферме близ Кэпака в штате Мичиган. Несмотря на отсутствие отца (он ушел из жизни, когда мальчику было всего два года), Такер с детства стал одержим автомобилями. Его увлечение не смогла остановить даже травма ноги, полученная в результате наезда автомобиля — она лишь разожгла неудержимый интерес мальчишки к столь мощному и интересному утройству. В 11 лет Престон впервые сел за руль, а уже в 16 начал покупать, ремонтировать и перепродавать последние модели авто. Примерно в это же время Такер бросил среднюю школу в Детройте и устроился работать посыльным в Cadillac Motor Company. С этого момента вся жизнь Такера вертелась вокруг автомобильного бизнеса. Исключением стала только служба в полиции — туда он поступил против воли матери, по большей части ради быстрой езды на высокопроизводительных полицейских автомобилях и мотоциклах. Впрочем, эта работа пришлась на годы, предвещавшие «Великую депрессию» и разгул преступности, поэтому легкой прогулкой ее назвать нельзя. В 20 лет Такер женился на Вере Фукуа и вскоре вместе с ней арендовал заправку в пригороде Детройта. Вера работала на заправке днем, в то время как Престон трудился на сборочной линии Ford. Заправочный бизнес приказал долго жить и Престон был вынужден найти свое истинное призвание — продавать автомобили. За следующие пару лет он сделал карьеру в продажах и заработал неплохой капитал в роли торгового и регионального представителя Studebaker, Stutz, Pierce Arrow, Chrysler и Dodge.
Престон Томас Такер родился в 1903 году, на ферме близ Кэпака в штате Мичиган. Несмотря на отсутствие отца (он ушел из жизни, когда мальчику было всего два года), Такер с детства стал одержим автомобилями. Его увлечение не смогла остановить даже травма ноги, полученная в результате наезда автомобиля — она лишь разожгла неудержимый интерес мальчишки к столь мощному и интересному утройству. В 11 лет Престон впервые сел за руль, а уже в 16 начал покупать, ремонтировать и перепродавать последние модели авто. Примерно в это же время Такер бросил среднюю школу в Детройте и устроился работать посыльным в Cadillac Motor Company. С этого момента вся жизнь Такера вертелась вокруг автомобильного бизнеса. Исключением стала только служба в полиции — туда он поступил против воли матери, по большей части ради быстрой езды на высокопроизводительных полицейских автомобилях и мотоциклах. Впрочем, эта работа пришлась на годы, предвещавшие «Великую депрессию» и разгул преступности, поэтому легкой прогулкой ее назвать нельзя. В 20 лет Такер женился на Вере Фукуа и вскоре вместе с ней арендовал заправку в пригороде Детройта. Вера работала на заправке днем, в то время как Престон трудился на сборочной линии Ford. Заправочный бизнес приказал долго жить и Престон был вынужден найти свое истинное призвание — продавать автомобили. За следующие пару лет он сделал карьеру в продажах и заработал неплохой капитал в роли торгового и регионального представителя Studebaker, Stutz, Pierce Arrow, Chrysler и Dodge.
Гоночные автомобили для Генри Форда. Еще одной страстью Такера стали гонки, где Престон и познакомился с известным еще при жизни конструктором Гарри Миллером. В 1933 году Миллер — прославленный инженер, но не лучший бизнесмен — объявил о банкротстве своей компании, и Такер убедил его вместе с ним создавать гоночные автомобили. Спустя два года они основали компанию Miller and Tucker, первой работой которой стали 10 гоночных авто с новым мотором Ford V8 для самого Генри Форда. Времени на разработку и тестирование не хватало, поэтому неудивительно, что на всех автомобилях перегрелся рулевой механизм и они покинули гонку раньше времени, изрядно разозлив Форда. Позднее автомобиль был усовершенствован уже помощником Миллера и неоднократно становился участником и призером даже послевоенных гонок. Такер и Миллер сотрудничали вплоть до смерти конструктора в 1943 году. За это время у них сложились близкие дружественные отношения. Престон взял на себя все расходы на похороны.
Гоночные автомобили для Генри Форда. Еще одной страстью Такера стали гонки, где Престон и познакомился с известным еще при жизни конструктором Гарри Миллером. В 1933 году Миллер — прославленный инженер, но не лучший бизнесмен — объявил о банкротстве своей компании, и Такер убедил его вместе с ним создавать гоночные автомобили. Спустя два года они основали компанию Miller and Tucker, первой работой которой стали 10 гоночных авто с новым мотором Ford V8 для самого Генри Форда. Времени на разработку и тестирование не хватало, поэтому неудивительно, что на всех автомобилях перегрелся рулевой механизм и они покинули гонку раньше времени, изрядно разозлив Форда. Позднее автомобиль был усовершенствован уже помощником Миллера и неоднократно становился участником и призером даже послевоенных гонок. Такер и Миллер сотрудничали вплоть до смерти конструктора в 1943 году. За это время у них сложились близкие дружественные отношения. Престон взял на себя все расходы на похороны.
Tucker был автомобилем, который мог изменить всю автомобильную промышленность, какой мы ее знаем сегодня. Ошеломляюще красивая тогда и сейчас, машина Престона Такера вызвала большое беспокойство у трех крупнейших автопроизводителей из Детройта. Быстрый и мощный для своего времени, Tucker 48 был разработан с учетом безопасности пассажиров. Многие из функций безопасности и дизайнерские идеи Такера позже стали стандартом для других автомобилей (Ford представил свой пакет безопасности Lifeguard Design в 1956 году и сделал его доступным для любого автомобиля Ford, Lincoln или Mercury. В комплект поставки входили как стандартные, так и дополнительные функции безопасности, но дополнительные функции не часто заказывались клиентами.) Обладая аэродинамическим дизайном, сравнимым даже с современными автомобилями способностью скользить по ветру с небольшим сопротивлением, седана в стиле фастбэк был обречен на успех, впрочем, как и в наши дни.
Tucker был автомобилем, который мог изменить всю автомобильную промышленность, какой мы ее знаем сегодня. Ошеломляюще красивая тогда и сейчас, машина Престона Такера вызвала большое беспокойство у трех крупнейших автопроизводителей из Детройта. Быстрый и мощный для своего времени, Tucker 48 был разработан с учетом безопасности пассажиров. Многие из функций безопасности и дизайнерские идеи Такера позже стали стандартом для других автомобилей (Ford представил свой пакет безопасности Lifeguard Design в 1956 году и сделал его доступным для любого автомобиля Ford, Lincoln или Mercury. В комплект поставки входили как стандартные, так и дополнительные функции безопасности, но дополнительные функции не часто заказывались клиентами.) Обладая аэродинамическим дизайном, сравнимым даже с современными автомобилями способностью скользить по ветру с небольшим сопротивлением, седана в стиле фастбэк был обречен на успех, впрочем, как и в наши дни.

Детройтские гиганты пристально следили за развитием компании Такера. В окружение Престона представители большой тройки внедрили своего инсайдера. Когда стало ясно, что у Такера получается действительно конкурентноспособный автомобиль, то GM, Ford и Chrysler предложили Такеру выкупить компанию, однако Престон не стал предавать свою мечту и ответил жестким отказом.
Реальных фактов, указывающих на спланированную детройтскими гигантами акцию против Tucker Motor Corporation, конечно же не существует. Но теория заговора напрашивается сама-по-себе, когда накануне запуска производства на компанию Престона накинулись представители госслужб и влиятельных бизнес-организаций, обвинявших его в мошенничестве, заявляя, что весь проект автомобиля лишь фикция, придуманная для отвода глаз, а истиной целью Такера, являлась банальная финансовая пирамида.
После всего этого началась двухлетняя судебная тяжба, которая кишила морем лжи и грязи.
«Открытое письмо Престона Такера к автомобильной промышленности США»:
"Есть еще одна группа — очень мощная группа, которая два года вела тщательно организованную кампанию по предотвращению выхода нашего автомобиля на рынок. Эти люди пытались внедрить шпионов на наш завод. Они пытались подкупить лояльных сотрудников Tucker. Я полагаю, что такой интерес к тому, что происходит на заводе, должен быть для нас весьма лестным. Но они не остановились на достигнутом.
У них даже есть свои покровители в высших эшелонах Вашингтона. В результате их влияния дилеры Tucker по всей стране подверглись давлению со стороны правительства и Конгресса. Миллионы долларов налогоплательщиков были растрачены в бесплодной попытке уничтожить Такера, чтобы преградить нам путь к необходимому сырью, в надежде на то, что публика устанет ждать революционный автомобиль с задним расположением двигателя. Но они не смогли остановить нас.
Я как президент Tucker Corporation отвечаю за 1872 дилера и дистрибьютора и около 50 тысяч акционеров. Эти люди вложили $25 миллионов в Tucker Corporation. И я буду защищать свои интересы. Мы намерены оправдать доверие клиентов, которые оказали нам столь щедрую поддержку. Мы собираемся дать им автомобиль, который они хотят, по цене, которую они могут себе позволить."

В день оглашения вердикта Престон распорядился пригнать к зданию суда все 50 автомобилей и в последнем слове предложил жюри присяжных выглянуть в окно и увидеть результат его псевдо-мошенничества и при желании прокатиться на любом из автомобилей. Судебное разбирательство закончилось оправдательным вердиктом суда присяжных и с Престона Такера были сняты все обвинения. Согласно решению суда, Tucker Torpedo признали «высококачественным инженерным продуктом, полностью отвечающим заявленным производителем характеристикам».
В день оглашения вердикта Престон распорядился пригнать к зданию суда все 50 автомобилей и в последнем слове предложил жюри присяжных выглянуть в окно и увидеть результат его псевдо-мошенничества и при желании прокатиться на любом из автомобилей. Судебное разбирательство закончилось оправдательным вердиктом суда присяжных и с Престона Такера были сняты все обвинения. Согласно решению суда, Tucker Torpedo признали «высококачественным инженерным продуктом, полностью отвечающим заявленным производителем характеристикам».

Однако это решение не могло спасти компанию, увязшую в судебных разбирательствах. Деньги ушли на оплату услуг адвокатов, дилеры разрывали контракты с Такером из-за постоянных срывов запуска производства, а постоянная клевета продажных журналистов затоптала в пыль авторитет и популярность компании Такера. Хоть обвинения и оказались надуманными, но сам факт судебных разбирательств подобен приговору для безупречной деловой репутации бизнесмена. Через 30 лет тоже самое прочувствует и Джон ДеЛориан, так же осмелившийся "плюнуть" в сторону Большой тройки…
На сегодняшний день известно о 47 сохранившихся экземплярах (включая "Жестяного Гуся"). Предлагаю Вам ознакомиться с печальной историей утраченных экспонатов.
Tucker 1042

Машина, окрашенная в грунтовку и показывающая свой возраст, находилась на хранении, так как ожидала реставрации. Но рано утром 29 сентября 1978 года произошло немыслимое — вспыхнул пожар. Склад Allied Van Lines площадью 20 000 квадратных футов в Деланде, штат Флорида, в котором хранился автомобиль, был полностью охвачен огнем; клубы густого черного дыма можно было увидеть через 16 часов после прибытия пожарных.
Машина, окрашенная в грунтовку и показывающая свой возраст, находилась на хранении, так как ожидала реставрации. Но рано утром 29 сентября 1978 года произошло немыслимое — вспыхнул пожар. Склад Allied Van Lines площадью 20 000 квадратных футов в Деланде, штат Флорида, в котором хранился автомобиль, был полностью охвачен огнем; клубы густого черного дыма можно было увидеть через 16 часов после прибытия пожарных.

Это всё, что осталось от автомобиля после пожара:

-24

Tucker 1018

18-й Tucker, окрашенный в бежевый цвет и имеющий серийный номер 1018, был продан Tucker Corp. 30 июля 1948 года своему дистрибьютору в Нью-Йорке Buffalo Tucker Sales Джорджу МакКинни из Брэдфорда, штат Пенсильвания, который владел как дистрибьютором Buffalo, так и дилером в Титусвилле, штат Пенсильвания, а позднее стал председателем комитета дистрибьюторов и дилеров Tucker.
18-й Tucker, окрашенный в бежевый цвет и имеющий серийный номер 1018, был продан Tucker Corp. 30 июля 1948 года своему дистрибьютору в Нью-Йорке Buffalo Tucker Sales Джорджу МакКинни из Брэдфорда, штат Пенсильвания, который владел как дистрибьютором Buffalo, так и дилером в Титусвилле, штат Пенсильвания, а позднее стал председателем комитета дистрибьюторов и дилеров Tucker.

В сентябре и октябре 1948 года местные газеты сообщали, что МакКинни привозил Такер в различные города, проводя демонстрации и показывая машину друзьям. В одной газете даже сообщалось, что несколько человек, проезжая мимо, развернулись «и поспешили назад, чтобы осмотреть машину».
Через некоторое время после того, как были опубликованы эти новостные сообщения, Такер № 1018 был вовлечен в аварию, которая, по-видимому, ударила по склону дерева возле Южного Уэльса, штат Нью-Йорк, что повредило его без возможности восстановления. О каких-либо травмах не сообщалось, и спасенные останки, включая весь передний зажим автомобиля, были возвращены в Брэдфорд, штат Пенсильвания.

акер 1018 после удара по дереву в Нью-Йорке.
акер 1018 после удара по дереву в Нью-Йорке.
В 1992 году коллекционер приобрел двигатель, радиатор, вентиляционные отверстия крыльев и обогреватель сиденья от Такера № 1018.
В 1992 году коллекционер приобрел двигатель, радиатор, вентиляционные отверстия крыльев и обогреватель сиденья от Такера № 1018.

№ 1027 Тестирование на Индианаполис Мотор Спидвей. Пробежал первые 1360 миль теста, двигаясь против часовой стрелки, в обычном направлении, используемом в гонках по круговым дорожкам, и на заданных скоростях 35, 55 и 65 миль в час.
Tucker 1027

Сентябрь 1948 года, фото на заводе Такера. Крушение на 90 миль в час было приписано перегреву и внезапной потере мощности, когда он вошел в поворот.
Сентябрь 1948 года, фото на заводе Такера. Крушение на 90 миль в час было приписано перегреву и внезапной потере мощности, когда он вошел в поворот.

В 3 часа утра главный инженер Такера, Эдди Оффутт, легендарный механик Indy 500, работавший на Гарри Миллера, взял на себя управление Такером № 1027. После первой топливной остановки Оффутт вернулся на трассу, двигаясь по часовой стрелке — в обратном направлении от ранее — и поддерживал скорость 85-90 миль в час.
В отчете указывается, что после нескольких кругов на этих скоростях двигатель заглох (из-за высокооктанового гоночного топлива, вызывающего блокировку пара), как раз тогда, когда Оффатт вошел в северо-восточный поворот. Внезапная потеря мощности и центробежная сила, повернувшаяся в поворот, «повернули автомобиль, вызвав удар заднего колеса. Это привело к тому, что машина вылетела с трека на траву, попытки стабилизировать автомобиль и вернуть его на трек оказались тщетными — машина перевернулась два раза»
Машина была доставлена ​​обратно на площадку и осмотрена. Двигатель запустился и работал ровно, защитное ветровое стекло выскочило так, как задумано, а у Оффатта только ушиб локоть. Фотографии, сделанные на следующее утро, показывают повреждения кузова автомобиля.

Такер № 1027 не был утилизирован, а возвращен в инженерный отдел завода, где был снят двигатель. 3 марта 1949 года инвентарь завода был указан как «без двигателя, разбитого». 18 октября 1950 года автомобиль был продан на аукционе, который был назван «Автомобили и запчасти, ассорти», за 950 долларов. Покупателем был автодилер из Иллинойса, который в конечном итоге стал владельцем нескольких автомобилей и запчастей Такера. В 1951 году в письме, рекламирующем инвентарный список дилера Такера, в его предложениях указывается «Такер № 1027 — потерпел крушение, 1500 долларов США».
Такер № 1027 не был утилизирован, а возвращен в инженерный отдел завода, где был снят двигатель. 3 марта 1949 года инвентарь завода был указан как «без двигателя, разбитого». 18 октября 1950 года автомобиль был продан на аукционе, который был назван «Автомобили и запчасти, ассорти», за 950 долларов. Покупателем был автодилер из Иллинойса, который в конечном итоге стал владельцем нескольких автомобилей и запчастей Такера. В 1951 году в письме, рекламирующем инвентарный список дилера Такера, в его предложениях указывается «Такер № 1027 — потерпел крушение, 1500 долларов США».

На этой грустной ноте я завершаю своё повествование и категорически советую Вам к просмотру фильм Френсиса Форда Копполы — "Такер. Человек и его мечта".
Всем удачи на дорогах! Hasta luego mis amigos.