Найти тему

Как пишущий прибор влияет на частные признаки почерка?

Продолжая тему «Откуда берутся особенности в почерке?», хотел бы остановиться на влиянии пишущего прибора. Уточню только, что речь будет идти о влиянии пишущего прибора на процесс формирования почерка. Однажды я проводил целое научное исследование по схожей теме, результаты которого также как и некоторых других осели в цифровых архивах МВД (Бондаренко П.В. Оценка влияния свойств пишущего прибора на признаки почерка: Отчет о НИР. Саратов: СЮИ МВД России, 2010), но там влияние пишущих приборов рассматривалось несколько в ином ключе. Как оценивать различия при несопоставимости объекта исследования и образцов по пишущим приборам?

Влияние же пишущих приборов на формирование почерка сильно связано с нормами прописей, о которых мы говорили в другой статье. Именно изменение пишущих приборов приводит к изменению норм прописей. Причем, если письменная практика изменяется постепенно, то нормы прописей резко. Но в почерках разных людей особенности, обусловленные ими, сохраняются очень долго. В одной из статей мы показали, что такие признаки, как подстрочные и надстрочные штрихи в буквах «ш» и «т» встречаются до сих пор, хотя их не было уже в нормах прописей 1937 года.

Рассмотрим, какие особенности письма были характерны для письма гусиным пером, металлическим пером и шариковой ручкой в сравнении друг с другом. Гусиное перо писало очень мягко, в разных направлениях движения требовалась малая вариация усилий. На рис. 1 во фрагменте письма Н.В. Гоголя видно, что окрашенность штрихов неравномерная. Это проиллюстрировано отметками зеленого цвета. Менее окрашены штрихи в местах изменения направления движений (отм. 3, 5, 6, 11). Сильнее окрашены начальные буквы (отм. 7, 10), места наложения движений (отм. 1, 9) и штрихи, выполненные разгибательными движениями (отм. 2, 4, 8). Это признаки механизма письма (диагностические). Другие особенности (обозначены красным цветом): наличие начальных дополнительных штрихов (отм. 1, 4-7), а также усложненные конструкции некоторых букв (отм. 2, 3), – могут выступать в качестве идентификационных признаков.

Рис. 1. Фрагмент рукописи, выполненной гусиным пером
Рис. 1. Фрагмент рукописи, выполненной гусиным пером

Переход к металлическим перьям сделал невозможным такое же выполнение многих элементов рукописи. Письмо простой перьевой ручкой характеризовалось низкой связностью и преодолением пишущим достаточно большого числа технических трудностей. Жесткое стальное перо требовало определенного положения и нажима, чтобы не цеплять волокна бумаги. Кроме того, окрашенность штрихов зависела от количества чернил, удерживаемых пером. Сразу после окунания пера в чернильницу - штрихи более сильно окрашены, иногда даже расплываются. Чтобы учесть эти особенности в нормы прописей для перьевых ручек со стальным пером включили такие приемы, как разделение на нажимные и ненажимные штрихи, выполнение начальной точки в некоторых буквах (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент норм прописей 1937 года
Рис. 2. Фрагмент норм прописей 1937 года

Также пишущие стали «внедрять» особенности, облегчающие письмо. Например, заменять направление движения выполнения первых элементов букв «А», «Л», «М», «л», «м», второго элемента буквы «к» движением вниз влево. Такие признаки встречаются в современных рукописях достаточно часто (рис. 3).

Рис. 3. Изменение направления движения
Рис. 3. Изменение направления движения

Начальные точки букв «л», «м», «с» и некоторых заглавных также выполняются до сих пор, хотя нормами прописей они не предусмотрены. Современными пишущими приборами они воспроизводятся как овалы, завитки, возвратно-прямолинейные движения и др. (рис. 4).

Рис. 4.  Начальные штрихи букв «л», «м», «с»
Рис. 4. Начальные штрихи букв «л», «м», «с»

Появление автоматических чернильных ручек сделало почерк более слитным. К тому же перья к ним были уже со скругленным кончиком, позволявшим писать в разных направлениях не изменяя усилия. Частных признаков, обусловленных письмом такими ручками я выделить не могу, но общие заметно изменились. Появились почерки с высокой степенью автоматизма и стереотипностью движений. Для примера на рис. 5 изображены фрагменты открыток начала ХХ века, заполненных простой ручкой со стальным пером (вверху) и автоматической ручкой (внизу).

Рис. 5. Фрагменты открыток начала ХХ века
Рис. 5. Фрагменты открыток начала ХХ века

Следующее изменение норм прописей произошло после широкого внедрения в письменную практику шариковых ручек в 60-е годы ХХ века. Эти ручки позволяли выполнять с одинаковыми усилиями любые движения. Имелось только ограничение по скорости движения. При выполнении с большой скоростью протяженных отводящих штрихов красящее вещество плохо окрашивало штрихи. Приводящее тоже, но оно обычно выполняется с большим нажимом. В нормах прописей уже не было начальных точек, дополнительных штрихов, уменьшилось число «украшающих» элементов в заглавных буквах (рис. 6). В методических рекомендациях для учителей был сделан упор на обучение безотрывному письму. Правда, в целом элементы в буквах соединялись теми же возвратно-прямолинейными и возвратно-дуговыми движениями.

Рис. 6. Фрагмент норм прописей 1968 года
Рис. 6. Фрагмент норм прописей 1968 года

Как повлияли шариковые ручки на почерки? Было много критики, указывающей на ухудшение почерков. Письму учились значительно меньше времени. Оказалось, что шариковой ручкой труднее писать, чем перьевой. Требовалось больше усилий, отсутствовала естественная ритмичность. Появилось много неразборчивых, «некрасивых» почерков. Также стало много стереотипных и упрощенных почерков. Мне встречались почерки, в которых «и»-образными движениями выполнялось до 10 букв: «а, ж, и, к, л, м, н, п, т, ш».

Но в тоже время вариантов частных признаков стало, на мой взгляд, значительно больше. Индивидуальность в почерке стала достигаться не только изменением направления движения, увеличением протяженности штрихов, но и более частым упрощением движений, изменением последовательности выполнения элементов и еще много какими приемами. При этом не забывались и старые добрые начальные, подстрочные и надстрочные штрихи, которые теперь стало также легко выполнять, как и гусиным пером.

На рис. 7 показано как изменился почерк конкретного человека при переходе от перьевой автоматической ручки к шариковой. Например, упрощение буквы «а» в виде специальной конструкции чаще встречается в рукописях, выполненных М. шариковой ручкой, чем в рукописях, выполненных им перьевой ручкой (отм. 2); интервальное выполнение элементов буквы «к» чаще встречается в рукописях, выполненных М. перьевой ручкой, реже – шариковой (отм. 1).

Рис. 7. Фрагменты рукописи, выполненной М. перьевой ручкой (вверху) и шариковой ручкой (внизу)
Рис. 7. Фрагменты рукописи, выполненной М. перьевой ручкой (вверху) и шариковой ручкой (внизу)

О том, какие частные признаки почерка можно встретить в современных рукописях я попробую рассказать в следующих статьях.