Рецензия на фильм Ари Астера "Солнцестояние", 2019 год.
Полярности не пересекаются. А если и пересекутся, то отдача будет такой силы, что все встанет с ног на голову.
В фильме «Солнцестояние», режиссера Ари Астера (который снял «Реинкарнацию», кстати) полярности пересекаются не один раз. Свет и тьма, мужское и женское, американское и европейское. В одном из первых кадров, все действительно встает с ног на голову – когда герои пересекают одну из границ между полярностями, камера как бы делает кульбит – дорога и небо меняются местами, но потом снова встают обратно.
Фильм начинается, будто сказание или притча – перед зрителем появляется холст, похожий на одну из картин Гогена, изображающий свет и тьму в язычестве.
Первые кадры фильма – холодные, зимние пейзажи. Это первая полярность. Это север, Америка, мир мужчин, мир современности. Здесь начинается история Дэнни, которая теряет здесь же свою семью, а значит, и соединение с этим миром.
Сцены, где действуют герои, темные, душные, интерьерные. Герои замкнуты в небольшом пространстве вместе. И это пространство делает их максимально одинокими. Здесь каждый за себя, а во главе угла ставится достигательство и индивидуальность.
Удивительно, как режиссер нагнетает атмосферу ужаса – он использует не настоящие сирены, например, а звук скрипки. Это диссонирует с реальностью, обнажая чувства и создает ощущение тревоги.
Тревогой пропитан весь фильм.
Даже в самых солнечных сценах фильма, уже в полярности другой, летней, зритель никак не может отделаться от чувства, что вот-вот что-то случится, наступит.
Здесь, во второй полярности, Дэнни семью обретает. Хотя бы потому, что она становится своей в новом для нее матриархальном мире. Сюда она попадает через разрыв с реальностью, через лаз, как у Алисы в Стране чудес. В новом мире главная – природа, а не достижения одного человека. Здесь живут общиной, здесь каждый часть целого. Все дети земли, природы – они переживают вместе радости и несчастья. Даже, казалось бы, абсолютно личное событие, как потеря девственности, становится делом общим. И соединяется с обрядом поклонения природе. Второй мир по-своему жесток – нет ценности личности, значит, нет ценности жизни одного человека. Но этот мир чист от предательства и зла, чего нельзя сказать о другом.
И здесь Дэнни обретает силу, чтобы избавиться от любви, соединяющей ее с прошлым, и отомстить ей за все издевательства и за весь холод, что получила взамен своему теплу.
Весь фильм объят атмосферой ужаса, но здесь нет скримеров или подобных штук – страх достигается с помощью не состыковки звука и изображения. А также пугает страшное безразличие и бессилие, которое окружает каждый поворот сюжета.
Наверное, главное, что нам хотел сказать автор фильма, заключается в том, что нужно поддерживать гармонию между полярностями. Ибо может случится всякое, вплоть до смерти одного из героев.