Cоветы старика Кропоткина: что делать в самоизоляции
В 1874 году 31-летний князь П.А. Кропоткин за принадлежность к тайному революционному кружку был заключён в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской крепости.В тёмном и сыром каземате ему пришлось провести несколько лет.
В "Записках революционера" Пётр Алексеевич вспоминает свои первые дни в заключении:
"Самое главное, - думал я, - сохранить физическую силу. Я не хочу заболеть. Нужно себе представить, что предстоит провести несколько лет на севере, во время полярной экспедиции. Буду делать много движения, гимнастику, не надо поддаваться обстановке. Десять шагов из угла в угол уже не худо. Если пройти полтораста раз, вот уже верста". И я решил делать ежедневно по семи вёрст: две версты утром, две - перед обедом, две - после обеда и одну перед сном. "Если положить на стол десять папирос и передвигать одну, проходя мимо стола, - думал я, - то легко сосчитаю те триста раз, что мне надо пройти взад и вперёд. Ходить надо скоро, но поворачивать в углу медленно, чтобы голова не закружилась, и всякий раз в другую сторону. Затем дважды в день буду проделывать гимнастику с моей тяжёлой табуреткой". Я поднимал её за ножку на вытянутой руке, затем вертел её колесом и скоро научился подбрасывать её из одной руки в другую, через голову, за спиной и между ногами.
Не считая физических упражнений, основным занятием Кропоткина в тюрьме стало чтение: в крепости накопилась целая библиотека от прошлых "сидельцев" - декабристов, каракозовцев, нечаевцев, Чернышевского. Этими-то книгами и зачитывался князь-анархист. Впоследствии он так рассуждал о тюремном самообразовании:
"Многим заключённым только в тюрьме и удаётся читать спокойно, без перерыва, серьёзные книги. Попадая рано в круговорот кружковой жизни и политической агитации, большинству революционеров только и удаётся читать толстые книги в тюрьме. Иоган Мост как-то писал мне, что он только в немецкой тюрьме получил порядочное образование. Лионским анархистам только в Клерво удалось получить кое-какое образование. Вообще где же молодому рабочему учиться, если не в тюрьме! Но и большинству молодых студентов только в тюрьме удалось прочесть многое и познакомиться основательно с историей".
“Здание, в котором я сидел, было, однако, не бастионом, а то, что в фортификации называют редюит, то есть внутреннее, пятиугольное, двухэтажное каменное здание, поднимающееся несколько над стенами бастиона и заключающее два этажа пушек. Моя комната была казематом, предназначавшимся для большой пушки, а окно — его амбразура”.
Прожил в итоге Петр Алексеевич 78 лет, так что его занятия физической культурой прошли не зря.
А чем Вы занимаетесь в самоизоляции? Пишите в комментарии, я например, так же стараюсь поддерживать физическое здоровье, а Вы?