Нет ничего. Все — только сон. Бог, человек, вселенная, солнце, россыпи звезд — все это сон, только сон. Их нет. Нет ничего, кроме пустоты и тебя…
«Таинственный незнакомец»
Марк Твен
Это случилось в конце прошлого века. В то смутное время, когда закончилось наше кино и вглядываться в запредельность «голубых» экранов было совершенно бесполезно, именно тогда, вдруг по центральному телевидению прошел фильм, который я случайно посмотрела и о котором хотела бы рассказать.
Средневековые костюмы, мрачная атмосфера времен инквизиции, дух сумрачной тоскливой романтики, пропитавший каждый кадр этой картины – это первое, что бросалось в глаза, но являлось лишь оберткой, фантиком и внешним атрибутом. А в глубине виделась борьба добра со злом, несовершенство людского рода – истины, известные уже с тех достославных времён, когда человек стал осознавать себя человеком. И настойчивое "ни одно доброе дело у вас, людей, не остаётся безнаказанным" – эхом отозвалось в моей душе, оставив след на долгие годы, след под названием "Филипп Траум" - фильм по повести Марка Твена "Таинственный незнакомец".
В наш суетный век торжествующей реальности и победного шествия прагматизма не до снов и мечтаний. А ведь «Traume» переводится с немецкого языка, как сновидение, сон, мечта, грёза, иллюзия, воображение, галлюцинация.
Но так уж устроены люди, что даже в самый практичный период жизни им хочется «сказки» и мечты. Возможно и страшной сказки, хоть и похожей на действительность, но отличающейся от неё чистотой, присущей лишь идеальным выдуманным гением художника событиям.
Может быть поэтому память и выхватила из хаоса воспоминаний Филиппа Траума. А может, это случилось потому, что страшное средневековье с "унылыми кострами", в чём-то похоже на моё время, а рассуждения племянника Сатаны о нравственном чувстве, напомнили мне нечто, что я давно и хорошо знала, но потом забыла, причём, так основательно, что при встрече с этим "нечто" не сразу его узнала, как бывает, когда ты улавливаешь незнакомый аромат, который переносит тебя в мир, кажущийся тебе сначала, совершенно неизвестным, но, с течением времени, ты "узнаёшь" этот мир и вспоминаешь, этот давно забытый запах.
Так кто же он Филипп Траум, главный герой киноленты, называющий себя племянником Сатаны. Ангел или демон, добро или зло? Любит ли он кого-то или нет, обременён ли он вообще какими бы-то ни было чувствами кроме скуки. Да и способен ли, вообще любить?
«Я желаю вам когда-нибудь хорошенько помучиться любовью к людям», - в сердцах кричит один из друзей-мальчишек Филиппу Трауму.
Кажется, что его отстранённость от объекта наблюдения, нахождение вне системы позволяет понимать события объективно и непредвзято.
И наблюдать за человечеством, как бы не с человеческой точки зрения очень интересно, если бы ни одно «но». Филипп Траум – таинственный незнакомец, племянник Сатаны утверждает, что для него любой человек, менее значим, чем маленький паучок для слона, и всё же, он симпатизирует трём мальчишкам – представителям того самого им презираемого человечества.
Хотя, чего не сделаешь из-за скуки и одиночества! Можно, например, подружится с «объектами презрения» и показать всю неприглядность того мира, к которому они принадлежат, а изменить не могут: ни вокруг себя, ни собственную, даже собственную свою же жизнь, многовариантно предначертанную.
Хрупкость и бессмысленность, размытые и нечёткие грани добра и зла –ущербность человека, и человечества показаны убедительно и жёстко.
Но, не смотря на это вместо бесстрастного анализа всего сущего получился очень живой рассказ о дружбе и любви, о ненависти и предательстве; о вечных вопросах нашей с вами жизни.
И один ответ Филиппа Траума, последний его ответ родился и в моей голове тоже.
Но только почему-то раньше я об этом не думала, а может быть думала, но просто забыла - забыла, как дурной сон… ?
«Нет ничего, кроме тебя. А ты только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве…».
Так говорит Филипп Траум и исчезает
«…он исчез и оставил меня в смятении, потому что я знал, знал наверное: все, что он мне сказал, было правдой»…