После пафосного "Сирано де Бержерак" с Татьяной Пилецкой в ленинградском ЛЕНКОМе попал я в свое время на спектакль "Еще раз про любовь" в БДТ с Т.Дорониной в главной роли. Противоречие разрушающее психику или театральная прививка на всю оставшуюся жизнь.
Так лет на 25 я стал зрителем практически одного театра.
Автор заметки "Как БДТ снова стал главным театром Петербурга" обосновал (-а), как ему(ей) показалось, заявленный в заголовке тезис, однако получил не мало возражений.
Появились возражения и у меня. Я тоже не вижу театра, равного по мощи товстоноговскому БДТ. Половину современных театров не стал бы анализировать, их как бы нет на фоне Георгия Александровича Товстоногова.
В оставшейся (лучшей) половине были периоды взлетов или отдельные спектакли, но в целом... по-разному. И если мы замечали/замечаем школу Г.А.Товстоногова в спектаклях его учеников/последователей, то и этот "свет" дорог театралу.
Молодежный театр на Фонтанке в 90-е годы обнадежил замечательными постановками С.Я. Спивака и приглашаемых им режиссеров. Его спектакли признавались классикой, а ступени проходов в зрительном зале становились посадочными местами будто это вечерняя аудитория ЛГИТМика. Неполный список названий брендов театра 90-х годов: "Дорогая Елена Сергеевна", "Танго", "Мещанин во дворянстве", "Гроза", "Трехгрошовая опера", "Смерть Ван Халлена", "Лунные волки", "Маркиза де Сад", "Касатка", "Жаворонок" . В 2000 году труппу пополнил первый выпуск театрального курса С.Я. Спивака и премьерой спектакля "Крики из Одессы" молодежь заявила о себе, как о достойной смене актерам первого призыва.
Нравится творческая установка режиссера: "Искусство, я думаю, это как бы особая форма деятельности человека, которая занимается душой. В отличие, допустим, от религии, театр — это светская форма поднятия души. Настоящий театр обязательно воздействует на душу, а если на спектакле ничего с душой не происходит — то, несмотря на всю его привлекательность и остроумие, он для меня лично остаётся просто безделушкой".
Театр Г.А.Товстоногова гениально назидал, воспитывал зрителя, поражал режиссурой и работой целого созвездия актеров, театр С.Я. Спивака воздействовал задушевным проникновением через диалог со зрителем. Театры разных эпох доставляли людям радость, они были счастливы в зале, счастьем пережитого наполнены их воспоминания.
Длился "золотой век" Молодежного лет 15-20, но и потом спектакли "Иов", "Цена", "Абанамат" в моем списке на повторные просмотры. Есть еще несколько названий, знакомство с которыми, надеюсь, состоится.
На виду у театралов и критики в последнем 30-летии были работы режиссеров Додина, , Воробьева, Падве, Пази, Дитятковского, Тростянецкого, Козлова.. Феноменальный взлет В.Крамера с его театром "Фарсы", потом он расформировался, актеры разошлись по другим подмосткам, кто-то режиссирует.
Что для меня бесспорно - это актеры. Тут в каждом поколении свои звезды, они выходят на сцену нескольких театров, с той небольшой оговоркой, что таких, как П.Луспекаев (а я застал последние показы спектаклей с его участием "Варвары" и "Поднятая целина"), Е.Лебедев ("Идиот", "Карьера Артуро Уи" и все последующие) и нынешние А.Фрейндлих, О.Басилашвили - нет.
И все же театр жив. Я составил бы список из 20-25 актерских имен, на спектакли которых хожу по-возможности, и это доставляет истинное удовольствие.
Что можно почитать: http://ptj.spb.ru/archive/8/in-faces-8-3/semyon-spivak-kto-to-dolzhen-ostavatsya-uochaga/
Валерий Дмитрян, 7.04.2020