Иногда сложно при решении какого-то вопроса выбрать из двух противоположных вариантов один. Причиной всему служит нерешительность и боязнь сделать неправильный выбор. Что ж, давайте попробуем разобраться.
Для того, чтобы принять правильное решение, нужно абстрагироваться от субъективности ситуации и постараться смотреть на проблему с позиции непричастного к ней лица. Попробуйте учитывать, в первую очередь, сухие факты, и только потом для полноты картины добавлять отдельные особенности в проявлении того или иного человека/общества/явления и др.
Более точно раскрыть суть совета поможет его иллюстрация. Предположим, что есть работник компании В., ему предлагают пойти на предательство коллектива, выполнив определенную выгодную для него задачу, призом за что будет премия. Как известно, у разных людей и жизненные приоритеты отличаются. Сотрудник стоит на перепутье между социальным одобрением своих действий и хорошей прибылью.
Человек осознает тот факт, что в долгосрочной перспективе его действие:
- Негативно скажется на других людях;
- Приведёт к ухудшению отношений с коллегами;
- Не поспособствует продвижению по карьерной лестнице.
Поэтому сотрудник В. решает не совершать этого поступка. Допустим, что в нашей ситуации преимуществ гораздо меньше, чем могло бы показаться на первый взгляд. При глубоком анализе ситуации, отстраняясь от желания быстрого получения «легких» денег, работник В. выбирает правильный с моральной точки зрения и выгодный ему на данный момент времени исход.
Пойдём дальше. Часто люди совершают необдуманные поступки под влиянием эмоций. Собрав информацию с работ Д.Канемана и А.Тверски доктор экономических наук Пахомов А.П. в своём исследовании объяснил эмоциональное влияние в решении проблем:
«Эмоциональное, интуитивное принятие решений описано множеством идиоматических выражений в разных языках: «внутреннее ощущение», «нутром чую», «понял, что это – мой путь», «сердце подсказало», «разум говорит одно, а душа не лежит» и так далее. Доминирование эмоций объясняется тем, что эмоциональные решения есть реакции на более доступные для восприятия аспекты реальности, которые, тем не менее, характеризуются определенным искажением, поскольку: а) сходные объекты воспринимаются легче, чем различия, б) изменения объектов заметнее их абсолютных значений, в) средние значения легче, чем суммы и г) более доступным значениям придается больший удельный вес, чем менее доступным.»
Что же делать? В своей работе Пахомов А.П. привёл в пример возможную модель, с помощью которой существует шанс правильно, отрешённо от субъективности, принять решение. Для этого он исследует работу Рангела, сделанную на основе нейробиологических данных, в которой сказано:
«(1) на первом этапе происходит формулирование задачи как таковой, формируется представление о цели и контексте решения, интегрируется информация о внутреннем состоянии организма и факторах окружающей среды; (2) на следующем этапе определяется ценность выбора той или иной поведенческой альтернативы; (3) на третьем этапе сравниваются альтернативные варианты решения и происходит выбор наилучшего из них; (4) после осуществления выбранного действия происходит обработка его прогнозируемых результатов и оценка эффективности; (5) на последнем этапе происходит обучение, т.е. обновление хранящейся в памяти информации, с тем, чтобы все последующие действия выполнялись с наибольшей эффективностью и автоматизмом»
Следует избегать диалектического подхода при решении задач, требующих точность. Нельзя же сказать просто: «ну, можно прийти к такому выводу, а можно...к другому». Ведь при решении математического примера вы так не делаете? Поэтому лучше потратить больше времени, проанализировать ситуацию несколько раз и выбрать более правильный по весомости исхода ответ.
Не нужно брать мнение из кладовки случайных мыслей,
Выработай умение контролировать смысл.