Найти тему

Как Менделеев научил Куинджи видеть по-другому

Куинджи Архип Иванович
Куинджи Архип Иванович

Куинджи Архип Иванович (1842-1910) - русский художник-пейзажист. Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Настоящая фамилия – Еменджи. «Куинджи» по-татарски «золотых дел мастер» - такова была профессия деда художника. Учился в петербургской Академии художеств, где позже преподавал. Член Товарищества передвижников, учитель Н. Рериха. Самые известные картины: «Березовая роща», «Украинская ночь», «Татарская сакля», «Ночь на Днепре», «Ладожское озеро».

Снежные вершины
Снежные вершины

У гениальности Куинджи было научное объяснение. Многие художники теряли покой, пытаясь повторить его палитру, достичь той достоверности, с которой Куинджи рисовал тени и свет. Между тем, секрет «куинджевских красок» был проще, чем казался.

Архип Иванович более 30 лет дружил с выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Не без влияния Менделеева Куинджи уже во второй половине 70-х годов утвердился в мысли, что надо использовать новые химические и физические открытия для совершенства живописных эффектов. Самородок без систематического образования, Архип Иванович занялся изучением взаимодействия света и цветов, которые он получил интуитивным смешиванием, а также свойств красочных пигментов. Он понял, что те удивительные цвета, которые он получил интуитивным смешивание красок, могут оказаться неустойчивыми и со временем поблекнут. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок.

Менделеев и Куинджи играют в шахматы
Менделеев и Куинджи играют в шахматы

Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. Помимо прочего, этот ученый занимался научной разработкой технологии живописи.

Однажды Куинджи (преподававший в то время в Академии художеств) пригласил в класс Дмитрия Менделеева. И тот принес прибор, позволяющий оценить чувствительность глаза к цветовым оттенкам. Куинджи сильно опередил по этому показателю современников. Он видел иначе. Не в плане творческой позиции, а в самом буквальном физиологическом смысле.