Найти тему
Abstract History

Незаслуженно забытый конкурент F-22

Оглавление

Приветствую тебя на канале, мой случайный читатель. Сегодняшняя статья по идее должна быть полностью в той, где я рассказывал о F-22 Raptor, но его конкурент получился настолько необычным и впечатляющим самолётом, что я решил сделать о нём отдельную статью. История началась в то время, когда в строю стояли так называемые истребители четвертого поколения.

Один из двух созданных прототипов YF-23, прозванный Grey Ghost
Один из двух созданных прототипов YF-23, прозванный Grey Ghost

Начало конкурса разработчиков

В 1981 году ВВС США объявляют о старте программы Advanced Tactical Fighter. Цель этой программы – создание нового истребителя для завоевания господства в воздухе. Новое изобретение должно было прийти на смену стоявшему тогда на вооружении истребителю четвертого поколения F-15 Eagle.

F-15 Eagle
F-15 Eagle

Были сформулированы следующие требования к нового самолёту: высокая маневренность, сверхзвуковая крейсерская скорость без использования форсажа, укороченная дистанция для взлёта и посадки и самое важноеиспользование технологии малой радиолокационной и инфракрасной заметности. ВВС США разослали этот тендер ведущим авиастроительным компаниям США, среди которых были Lockheed Martin, Northrop Grumman, McDonnel Douglas, General Dynamics.

После детального анализа предложений от каждого из разработчиков, комиссия ВВС США определила ведущих разработчиков по программе ATF. Ими стали Lockheed и Northrop. И это вполне логично – обе компании уже обладали опытом создания самолётов с применением технологии малой заметности. Фирма Lockheed с 1983 года серийно выпускала тактический бомбардировщик F-117 Nighthawk, а ещё раньше в 60-х годах создала знаменитый стратегический разведчик SR-71 Blackbird, который был способен летать на скорости, втрое превышающей скорость звука. Фирма Northrop же в свою очередь с начала 80-х разрабатывала тяжёлый стратегический бомбардировщик B-2 Spirit, где концепция малой заметности была поставлена во главу проекта. Ниже я размещу все 3 перечисленных самолёта.

F-117 NIghthawk
F-117 NIghthawk

SR-71 Blackbird
SR-71 Blackbird

B-2 Spirit
B-2 Spirit

Остальные компании, участвующие в конкурсе, не остались в стороне: к Lockheed присоединились Boeing и General Dynamics, а к компании Northrop примкнула McDonnell Douglas. Так распределились два больших коллектива, которым за 4 года предстояло создать по 2 прототипа, а затем ВВС США по итогам испытаний выберут победителя. Помимо авиастроительных компаний, в конкурсе также участвовали двигателестроительные компании. По условиям контракта на одном из прототипов должен был стоять двигатель Pratt&Whitney, а на другом General Electric. Стартовала большая работа, которая должна была завершиться к 1990 году.

Представление первого прототипа широкой публике

22 июня 1990 года, авиабаза Эдвардс. Фирма Northrop впервые представила публике прототип истребителя YF-23. Самолёт поразил в первую очередь своим необычным внешним видом, будто прямиком из будущего.

Два прототипа YF-23. Черный прозвали Black Widow, серый - Grey Ghost
Два прототипа YF-23. Черный прозвали Black Widow, серый - Grey Ghost

Его конкурент YF-22, который создавала Lockheed, в сравнении с ним выглядел консервативно и по внешнему виду больше напоминал старые истребители F-15 и F-18. Таким образом мы плавно приблизились к герою этой статьи и в ней действительно есть на что обратить внимание.

YF-22
YF-22

F-18 Hornet
F-18 Hornet

Конструкция

Инженеры Northrop и McDonnell Douglas сделали максимальную ставку на снижение радиолокационной и инфракрасной заметности. При этом не лишили самолёт хорошей маневренности. Здесь сильно помог опыт создания B-2 Spirit, который на тот моменты был уже построен и проходил испытания. Многие решения, используемые на нём, применили и на YF-23. Для планера самолёта выбрали специальные мало отражающие внешние формы. Если посмотреть на самолёт сверху, то можно увидеть, что его контуры образованы прямыми параллельными линиями. Это существенно снижает радиолокационную заметность. Ещё одно решение, взятое с B-2плоские сопла двигателей, расположенные в верхней плоскости планера. Это решение позволило снизить заметность в инфракрасном диапазоне. Крылья ромбовидные с одинаковой стреловидностью по задней и передней сторонам. Передний носок отклоняемый, а задний оснащен флапероном и элероном. Они же используются в качестве воздушного тормоза. Также у самолёта сделано необычное хвостовое оперение. Вместо обычных горизонтальных стабилизаторов и вертикальных килей используются две цельноповоротные поверхности, размещённые под углом около 50 градусов к вертикали. Такое решение очень значительно снижало радиолокационную заметность без потерь маневренности и лётных характеристик. Кабина пилота одноместная и немного поднята вверх относительно крыла, чтобы обеспечить хороший обзор лётчику. Отсек для ракетного вооружения находится внутри фюзеляжа между гондолами двигателей. Для серийный образцов планировалось установить ещё и авиационную пушку. Также серийные образцы должны были получить радиолокатор с круговым обзором, антенны которого должны были размещаться в носках крыла и фюзеляжа. Но в угоду незаметности самолёт должен был больше опираться на пассивные системы обнаружения и информацию со спутников и самолётов АВАКС. YF-23 также снабжён электродистанционной системой управления из-за того, что самолёт статически неустойчив, что повышало бы его маневренность.

Пример самолёта АВАКС сил НАТО
Пример самолёта АВАКС сил НАТО

Было создано два прототипа: PAV-1 в тёмной краске с двигателем Pratt&Whitney и PAV-2 в белой краске с двигателем General Electric. Полёт первого прототипа состоялся 27 августа 1990 года, второй прототип взлетел через 2 месяца. В процессе лётных испытаний инженеры полностью подтвердили закладываемые характеристики как по незаметности, так и по маневренности. В отличие от прототипов Lockheed Martin, эти прототипы не проводили испытательных пусков ракет.

PAV-1 и PAV-2
PAV-1 и PAV-2

Итог проекта

23 апреля 1993 года ВВС США объявили победителя – им стал YF-22 фирмы Lockheed, который в дальнейшем стал именоваться F-22 Raptor. В соревновании двигателестроителей победила Pratt&Whitney. По официальному заявлению официального представителя ВВС США мотивом этого выбора стало несколько факторов: комиссия посчитала, что F-22 имеет больший потенциал для модернизации при меньших затратах. По программе ATF предполагалось потратить 63,5 млрд $ и получить 750 истребителей, но про то, сколько на самом деле удалось построить истребителей и с какими проблемами столкнулась программа я уже писал в предыдущей статье об F-22 Raptor.

F-22 Raptor
F-22 Raptor

Возможные причины поражения проекта

А теперь немного о неофициальных причинах, догадках и предположениях: самая популярная точка зрения заключается в том, что ВВС предпочли более высокую маневренность вместо незаметности и действительно F-22 был намного более маневренным на дозвуковых скоростях. Во многом благодаря наличию управляемого вектора тяги, но при этом ощутим проигрывал конкуренту в незаметности. YF-23 помимо своей лучшей незаметности обладал большими размерами крыла и фюзеляжа, что в потенциале могло бы расширить радиус боевого применения за счёт увеличенной ёмкости топливных баков.

Существует ещё одна версия, которая больше всего вписывается в реалии того времени: представители конгресса США вполне справедливо могли отдать победу в конкурсе компании Lockheed, ведь она реализовала проект ударного самолёта F-117 и осталась без заказов и государственного финансирования. В то время, как Northrop разворачивала свой невероятно дорогой проект бомбардировщика B-2 Spirit, освоив к 1990 году более 20 млрд. $ военных инвестиций. После объявления победителя конкурса прототипы YF-23 больше не взлетали. С них сняли оборудование, включая двигатели, и отправили в исследовательский центр НАСА Дрейден. С 1996 года оба прототипа являются экспонатами выставок.

-12

Вот такая судьба у этого интересного и действительно перспективного истребителя, так и не ставшего серийным. Спасибо, что дочитали статью до конца. Ставьте лайки, если статья Вам понравилась, оставляйте Ваши мысли и пишите вообще любой конструктив по поводу статьи и этих проектов. Всего доброго!