Мало кто знает, но российское учебное парусное судно «Мир» во время спуска на воду уронили со слипа. Хотя на фото все выглядит очень печально, тем не менее повреждения были незначительными.
На дворе была весна 1987 года, самое начало перестройки. Польская судоверфь имени В.И. Ленина в Гданьске 31 марта готовилась к обычному спуску на воду уже четвертого по счету учебного парусного судна «Мир». Нужно сказать, что в то время загрузка предприятия была такова, что каждые 10 дней со стапелей завода сходило новое судно.
На церемонии планировалась большая делегация гостей из Советского Союза, и руководство предприятия для эффектности решило спускать «Мир» на поперечном слипе, то есть боковым спуском.
Началось все с того, что при крещении бутылка шампанского с первого раза не разбилась.
Вспоминает главный конструктор учебных парусных судов типа «Дар Молодежи» Зигмунд Хорень: «Когда все же дали команду на спуск, то один из стопоров заклинило и носовая часть судна осталась на слипе. Кормовая же пошла в воду. Ситуацию усугубило то, что один из кормовых иллюминаторов судна не был задраен. И когда он оказался под водой, то корма стала быстро садиться на дно, тогда как нос парусника остался на стапеле».
Человек, который был ответственен за отдачу носового стопора, совсем недавно пришел на предприятия. Всю вину за инцидент пытались свалить на него. В результате все закончилось трагично – он покончил жизнь самоубийством.
Отдельные сторонники теории заговора пытались искать шпионский след, но подробное расследование сошлось на мнении, что во всем виноват «человеческий фактор».
Судоподъемные работы выполняла польская фирма Polskie Ratownictwo Okrеtowe ( Polish Salvage Company ). Специалисты компании заделали все пробоины, откачали воду, затем плавкраном спустили носовую часть парусника в воду и поставили судно в док. Обследование корпуса судна показало, что повреждения были незначительными, срок сдачи «Мира» увеличили на 5 месяцев.
Но конец этой истории оказался намного лучше ее начала. С 1987 года «Мир» неоднократно занимал призовые места в престижных регатах больших парусников, в том числе и «Катти Сарк». До сих пор «Мир» считается самым быстрым парусником в мире, под парусами судно показало скорость в 21 узел.