Найти тему

В Сочи театр новый, а сценарий скандала старый

«…Но по воле чиновников-придурков, которые были тогда, и слава Богу, что их сейчас нет, ведь их быстро сняли с должности, я оказался в другом месте – в Сочи. В итоге через три года мы открыли здесь профессиональный театр». Это выдержка из интервью Александра Лухина, которое было напечатано в одном из журналов в прошлом году. А речь идет о Туапсинском театре юного зрителя, откуда Лухин ушел с небывалым скандалом. Тогда разбирательства шли на уровне министерства культуры края, а его жалобами были засыпаны Москва, губернатор Кубани и другие инстанции. Я привел эти строки неспроста, так как похожая история, кажется, разыгрывается уже в курортной столице России.

Александр Лухин
Александр Лухин

«Провинциальные анекдоты»

Как только туапсинцы избавились от Лухина, я предупредил сочинцев, – а он направился именно туда, видимо, для создания самого лучшего театра на Кубани, – что их ждет то же самое. Но Лухин сумел тогда каким-то образом убедить бывшее руководство Сочи в своей необходимости. В результате им был организован сначала театр-студия «Каскад», а потом город пошел на то, что он стал директором созданного Нового театра Сочи. Коллективу был присвоен статус муниципального, под театр в самом центре города, в зале «Фестивальном», выделено помещение.

Казалось бы, все должны радоваться: наконец-то в олимпийской столице появился свой профессиональный театр! Но все это было только на бумаге, так как уровень свежеиспеченной единицы больше напоминал кружок при жилищной конторе. Когда Лухин еще возглавлял туапсинский ТЮЗ, на фестиваль «Кубань театральная» театр привез спектакль по Вампилову. После просмотра жюри с большим терпением попыталось «проанализировать» постановку туапсинского худрука, так как даже при не очень высоком художественном уровне фестиваля его спектакль не выглядел ярко и феерично. Того Вампилова и тот разговор я помню хорошо: полное отсутствие режиссуры, неумение работать с актерами и небывалый апломб Лухина.

Могу даже привести выдержку из статьи одного из критиков о том событии и спектакле, опубликованную в краевой газете: «Но были и, как говорится, плохие новости. В большинстве своем театры из края продемонстрировали столь низкий уровень, что мы успевали только диву даваться. Начало было положено 15 ноября ТЮЗом из Туапсе. Смешно видеть при наличии худрука в театре на сцене драные занавески, застиранные трусы, облезлые платья, имитирующие стиль 60-х годов. Это все не мои фантазии. Это так выглядел спектакль „Случай с метранпажем” по пьесе Александра Вампилова „Провинциальные анекдоты”».

Александр­­­­ Лухин, как мне показалось, человек упрямый и деспотичный. Он, будучи режиссером спектакля, запретил присутствовать труппе на обсуждении своего творения…Большая часть хорошо знакомой мне труппы уже работает в других городах. Те, кто остались, тянут лямку этой барщины. Такого унижения артистов, видит Бог, мне наблюдать еще не доводилось. В спектакле все концы не связаны с концами. Казалось, режиссер даже не удосужился прочитать жанр, вынесенный автором в название». Статья датирована 2015 годом.

Завхозы в актеры

Что же случилось в Сочи сегодня? Почему Лухин был уволен из театра и почему администрация Сочи пошла на этот очень болезненный шаг?

Вот выдержка из письма, подписанного актерами:

«Вообще Александр Владимирович никогда не церемонился ни с кем. То, что театр в Сочи он считал своей собственностью и обращался со своими подчиненными, словно барин с кучерами, ни для кого не секрет. Лухин мог позволить себе опаздывать на репетиции на 5 и более часов!

Артисты порой вызывались без всякого на то их согласия в выходные дни и даже в ночные часы, и ни о какой дополнительной оплате речи не шло. В случае отказа работник мог быть уволен или ему просто могла быть урезана зарплата. Болезнь сотрудника для директора вовсе не являлась уважительной причиной. „Кто будет болеть – того уволю”, – любил говаривать начальник. По сути, он был и худруком, и режиссером-постановщиком театра. Артисты при наличии в театре должности „уборщик служебных помещений” мыли туалеты, пол, пылесосили, убирали мусор. И если кто-то смел сопротивляться, то с ним разговор был короткий: „Если вам не нравится – идите торговать пирожками. Это мой театр, и у меня в театре будет так, как я сказал! Будут мои законы! Не были организованы и гримерки для актеров, переодевались, где придется.

Перед спектаклем артист мог мыть тот же туалет, а потом за 10 минут бежать гримироваться и выходить на сцену играть. Более того, неугодных актеров директор менял на угодных ему людей. К примеру, в постановке „Солдатики” главную роль играл завхоз театра… Текучка при таком отношении у нас невероятно высокая.

Из-за этого в спектакли постоянно делались вводы. Полгода каждый день могли репетировать один и тот же материал, при всем при этом играя его раз, а то и два раза в месяц. Артисты творчески истощались от подобной „дрессуры”. А. В. Лухин, не будучи режиссером, постоянно забывал, что же он выстроил сегодня. На другой день он просил играть абсолютно другой рисунок. Артисты были настолько запутаны и запуганы, что не понимали, что им делать».

«Неблагодарные чиновники»

Но последней каплей для отдела культуры города Сочи стала ситуация с коронавирусом – проблемой, с которой сейчас борется весь мир.

Если не вдаваться в бумажные и буквенные подробности, Лухин просто взял и проигнорировал постановление губернатора Краснодарского края, которое ограничивало работу массовых учреждений. Когда театры уже отказались от показов и продажи билетов, Новый театр Сочи продолжал работу как ни в чем не бывало. Естественно, администрация города Сочи была вынуждена расторгнуть договор с А. В. Лухиным. Но у Александра Владимировича богатый опыт военных действий. Им даже записан душещипательный ролик, выложенный в сети, где он говорит о завистниках и неблагодарных чиновниках, притом под эти обвинения попала даже бывшая администрация Сочи, при которой он начал работать и которая его, так сказать, облагодетельствовала. Учинив разборки в театре и забрав, как он считает, «свое», Лухин теперь требует справедливости, но, кажется, даже те, кто его раньше поддерживал, теперь понимают истинное положение вещей и не спешат ему на помощь.

Понятно было бы, если б на самом деле это был театр с уникальным репертуаром, содружество единомышленников, театр, где о каждом спектакле можно размышлять, поспорить. На самом деле режиссерский багаж Лухина один и тот же, и это то, что он когда-то играл сам как актер в народном театре, ставил в Туапсе… А о художественном и профессиональном уровне здесь и говорить сложно. Бывают любительские коллективы намного интереснее и содержательнее, чем театр Лухина.

Сегодня в сочинском муниципальном театре назначен исполняющим обязанности директора Антон Черных и театр, как и все в стране, находится на карантине, но, естественно, после выхода из самоизоляции продолжит работать. Надеюсь, уже на ином уровне.

Александр ГЕННАДЬЕВ.

Фото – архив.