Только закончив школу , я наконец понял, насколько я обожаю учиться. Люблю узнавать новое, люблю интересоваться вещами, в которых ничего не понимаю, люблю разговаривать с людьми, обладающими опытом и умениями в своей сфере. Когда учился в школе, ненавидел практически всех учителей и естественно ничего не хотел учить. Несмотря на мое нежелание, все-таки часть знаний запоминалась, поэтому получить 3-4 удавалось легко. А все из-за чего? Из-за системы, которая исходит из тех предпосылок, что всех нужно заставлять учиться. Никто не будет учиться, если их не гнобить, пугать и насиловать. Конечно же, также немалое раздражение вызывало и то, что эти посторонние для меня люди, то есть учителя, позволяют себе считать, что их предметы мне вообще нужны. Кроме того, весьма странным мне всегда казалось, что даже если я знаю этот предмет, то мне эти знания нужно кому-то показывать и отстаивать.
Таким образом, изначально интересные и познавательные дисциплины начинают вызывать у школьника ненависть при одном лишь упоминании о них. Желание учится словно попадает в холодильник - замерзает на неопределенное количество времени. Может оттает, а может и нет. Дело не в предметах, а в подходе к преподаванию. Мотивация к обучению предполагается не внутренняя - от желания воспринимать новое, а внешняя – от боязни плохой оценки и постоянного психологического давления. Неудивительно, что люди после школы ничего не помнят. Ведь все знания зазубривались из-под палки. Не для себя, а для оценок.
Существует распространенная критика касательно того, что в наших школах детям дают слишком большой и ненужный багаж знаний. Тяжелый и бесполезный багаж, который люди в будущей жизни забывают, да и вообще им не пользуются. С тем, что сами по себе эти знания по большей части бесполезны, я согласен. Но с тем, что их не нужно преподавать, я не согласен. Такой багаж знаний помогает формировать из человека личность, а не создавать узкоспециализированную машину для выполнения конкретной работы. Важны даже не сами знания, а умение их обрабатывать и воспринимать. Ведь это же здорово, когда тебе на блюдце преподносят знания из самых разнообразных областей человеческой деятельности. Конечно, у нас знания на блюдце преподносят единицы среди учителей. Это идеал.
Система, при которой детям в старших классах дают выбор профилирующих предметов, очень правильна и должна быть все-таки у нас введена. Но перед тем, как выбирать несколько основных предметов, ученикам все же следует ознакомиться со всем разнообразием наук. Больше портит не разброс предметов, а разброс психических акцентуаций и патологий среди учителей. Любой предмет можно сделать ненавистным, если его будет преподавать неадекватная личность, коих в школе, увы, подавляющее большинство.
У нас профессия учителя по сути идейная. Она не дает ни личностного, ни карьерного роста. Зато дает массу возможностей для воплощения жажды власти и самоутверждения. Человек, стремящийся к науке, пойдет в преподаватели в институт. Человек, любящий детей и думающий о своем благосостоянии, займется частными уроками. А человек, желающий самым легким путем получить власть над другими, пойдет учителем в школу. Есть еще вид идеалистов, желающих передать свои знания младшему поколению, в то же время, сохраняя хорошее отношение к школьникам. Только такой идеализм неизбежно улетучивается с каждым следующим годом работы.
Впрочем, главное – понимание проблемы. Чем большее количество людей будет осознавать несовершенство системы, тем быстрее она начнет меняться. Вначале все-таки была идея, и лишь потом - материя.
Если понравилось то подписывайтесь и ставьте лайки.