Найти тему
Lemon Stories (Кино)

Аудиовизуальный контрапункт, или как кино регулярно обманывает нас с помощью музыки

Оглавление

(Статья содержит ссылки на все упомянутые сцены)

Помните тот печальный момент в "Мадагаскаре", где герои осознают, что мир дикой природы работает не по таким же правилам, как жизнь в зоопарке? Тот самый, во время которого играла "What a wonderful world" Луи Армстронга?

Так вот, это первая сцена, которая пришла мне на ум, когда я впервые услышал об этом эффекте. Аудиовизуальный контрапункт – это приём, использующийся в кино и мультипликации, который заключается в том, что звуковое сопровождение радикально не совпадает с происходящим на экране. Как в случае с "Мадагаскаром": трагизму сцены сильно противоречит текст песен, повествующий о мире и любви.

Интересно, что, как отмечает КиноПоиск, песня "What a wonderful world" очень часто использовалась в самых разных фильмах для достижения именно этого эффекта в сценах насилия, что заставляет задуматься о том, была ли она вообще оптимистичной хоть когда-то.

Эффект был впервые упомянут в 1928 году Сергеем Эйзенштейном:

«Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному монтажному куску дает новые возможности монтажного развития и совершенствования. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами».

Страдания юного Пинкмена

-2

Аудиовизуальный контрапункт, как уже можно было понять, часто используется в трагическом контексте. Например, в "Во все тяжкие" использование песни группы Honey Claws – "Digital animal", чьё тусовочное звучание аккомпанировало попытке побега Джесси Пинкмена от чувства вины в мир тех удовольствий, что можно купить, а если точнее, пониманию того, что эта попытка не удалась. Само собой, сцена не выглядела бы так убедительно, если бы не шикарная игра Аарона Пола.

"Дедпул 2" - лучший семейный фильм 2018

-3

Но на печальных моментах применение контрапункта, к счастью, не заканчивается. Идеальной иллюстрацией этого эффекта в комедии является сцена резни в небоскрёбе под песню Долли Партон в фильме "Дэдпул 2". Весёлый вокал Долли на фоне, звуки банджо, катаны сверкают, кровь льётся рекой. Ибо если телевидение чему-то нас и учит, так это тому, что насилие – это весело.

Исторический контекст

Особенно интересным вариантом использования аудиовизуального контрапункта являются историческое кино, в котором играют песни, по времени не подходящие к периоду, в котором происходит действие. Отлично использует это сериал "Острые козырьки", потому что ничто не смотрится так хорошо, как компания людей с оружием (ВНИМАНИЕ, ВИДЕО СОДЕРЖЖИТ СПОЙЛЕР К СЕРИАЛУ), бодро шагающая под перегруженную электрогитару.

Режиссёрский почерк

-4

Кто может превратить драму о второй мировой войне в вестерн. Это риторический вопрос. Фильм "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино содержит впечатляющую сцену, где сержант Донни Доновиц выходит из железнодорожного тонеля под классический "ковбойский" саундтрек, чтобы бейсбольной битой разбить господину в форме СС голову. Фильм о котором никто не просил, но в котором все нуждались.