Ушу, в современном его понимании – один из видов боевых искусств родом из Китая, иногда ошибочно воспринимаемый как особого вида спортивная и оздоровительная гимнастика без реального боевого и духовного содержания.
На самом деле это одно из древнейших боевых искусств мира постепенно сложившееся в целостную систему психофизического самосовершенствования.
И на данном этапе эта система выполняет роль инструмента, позволяющего раскрыть свои физические, психические и интеллектуальные возможности с их максимальным развитием.
Ушу как система воспитания и совершенствования доказала свою состоятельность и жизнеспособность на примере древней и новейшей истории Китая, впитав в себя мудрость философско-нравственных учений даосизма, буддизма и конфуцианства.
Ушу как система аккумулировало в себе все лучшие средства, способы, тактику и стратегию ведения боевых действий, проверенных трагическими событиями в истории Китая.
Вместе с совершенствованием средств и методов лишения жизни в поединках появляется важнейший аспект сохранения и продления жизни, а также восстановления здоровья.
Что же на данном этапе своего развития боевое искусство ушу характеризует как целостную систему самосовершенствования?
Во-первых, боевой аспект. Многообразие стилей ушу обусловлено природной средой, географией месторазвития, исторической традицией, религиозной составляющей (даосизм, буддизм, конфуцианство) и национальностью. Ушу как боевое искусство зародилось в окружении князей древнего Китая, ведших непрерывную борьбу за власть и территорию. Выживание и совершенствование стилей происходило естественным путём. Сохранялись лишь те стили ушу, которые доказывали свою жизнеспособность и состоятельность на поле боя. Значительную роль в сохранении и совершенствовании традиции боевого искусства сыграли буддистские и даосские монахи. Однако важнейшая роль в передачи традиции и стилистики ушу остается за армией: армейскими инструкторами, выдающимися генералами и полководцами, своеобразными школами ушу, а также чиновниками Китая, по долгу службы обязанных изучать боевые искусства.
В более поздний исторический период Китая формируется разделение, градация стилей ушу на «внешний» (например, шаолиньцюань, созданный и практикуемый буддийскими монахами в монастыре Шаолинь) и «внутренний» (например, тайцзицюань, стиль Чень, созданный и практикуемый в провинции Хэнань) со своими особенностями в подготовке.
Занимаясь ушу, ученик проходит разные стадии подготовки.
На начальном этапе это общефизическая подготовка и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП), также разучиваются сложные координационные движения с элементами акробатики. После укрепления опорно-связочного аппарата переходит к овладению техническим арсеналом ушу. Для этого существуют различные комплексы ушу с оружием и без оружия. Выполняя эти комплексы, ученик оттачивает не только технику и мастерство движения, но и имитирует виртуальный поединок. Следующим этапом является парная работа, где отрабатывается ударная или бросковая техника. Ученик в относительно безопасном режиме отрабатывает технические приемы ушу. В конце этого периода переходит к свободному поединку с одним или с несколькими противниками. В различных стилях и школах ушу существуют свои методики наработки технического арсенала. В зависимости от стиля ушу важнейшую роль в подготовке будущих мастеров играет внутренняя энергетическая практика, которая осуществляется либо с начала занятий и практикуется постоянно, либо разучивается на высших этапах освоения боевого искусства. Видами энергетических практик являются гимнастика цигун, аутотренинг, медитация и духовные практики. Постепенно сочетая различные методики и практики внутренней и внешней работы, ученик подходит к вершине мастерства владения боевым искусством.
Во-вторых, это оздоровительный аспект. С повышением двигательной активности с помощью гармонично выстроенных упражнений в сочетании с дыхательной и суставной гимнастиками происходит активизация жизненных сил организма. В данном случае в боевых искусствах используется целостный холистический подход китайской медицины к здоровью человека. Где все органы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека, рассматриваются как сложная взаимосвязанная система, существующая по определённым законам, нарушение которых приводит к болезни. Благодаря особенностям двигательной активности ушу повышается подвижность всего опорно-двигательного аппарата, улучшается работа дыхательной, кровеносной, пищеварительной, выделительной систем организма. Значительный оздоровительный эффект достигается особого вида дыханием. В сочетании с упражнениями это способствует сохранению бодрости и подвижности до глубокой старости. Особенно важное значение в современном обществе приобретает умение расслабляться и восстанавливаться после длительных психологических нагрузок. Выполняя комплексы ушу, особенно внутренних стилей (тайцзицюань, синь-и-цюань, багуачжан) практикующий достигает такого состояния сознания и психики, при котором происходит гармонизация жизнедеятельности всего организма, поддерживается или восстанавливается утраченное здоровье.
В-третьих, духовно-нравственный аспект. Используя культурный код и духовные традиции, в которых выразился многотысячелетний опыт самосовершенствования в духовном плане, ученик постигает принципы истины, доброты, терпения, сострадания, благодарности и любви. Используя исконные знания, ученик понимает истинный смысл жизни, тайны мироздания, ценность человеческой жизни и природу вещей. Важными добродетелями в современной жизни, культивируемыми в школах ушу, являются уважение к учителю и всем учителям, передавшим традицию, старшим людям. Не менее важным является проявление заботы, внимания и оказания помощи младшим.
В-четвертых, это историко-культурологический аспект. Изучение истории развития боевого искусства непосредственно связано с политической, экономической, социальной и культурной традицией Китая. Что само по себе расширяет кругозор, совершенствует интеллект и память занимающегося. А главное, развивает ученика в культурном плане. Знакомство с традициями и историей соседнего государства обогащает собственную культуру.
Пятым аспектом является психолого-воспитательный. Подготовка воинов и тем более элиты армии требовало колоссальных затрат времени и ресурсов. Профессиональных воинов готовили с детства. Срок подготовки составлял 10 – 15 лет. К ученику был применим весь методологический и воспитательный арсенал ушу. Методики воспитания совершенствовались многими поколениями учителей и учеников. Качество и состоятельность методов проверялось в боевых условиях.
Какими же должен был обладать психологическими навыками ученик?
Это прежде всего умение контролировать свое эмоциональное состояние, концентрироваться на главном и отметать посторонние мешающие мысли. Развивать сенсорику и экстрасенсорику, сохранять психологическую устойчивость в любой ситуации. Очень важным в боевых искусствах и в жизни является способность переносить трудности и лишения, что закаляет характер и укрепляет дух. Особенную роль ушу играет в воспитании мальчиков. В процессе занятия боевыми искусствами воспитывается мужество, уверенность в себе и своих силах, закаляется характер, патриотизм, способность взять на себя ответственность в трудную минуту.
Шестым можно выделить социальный аспект. Боевые искусства – это прежде всего умение взаимодействовать. Без партнера понять и освоить боевое искусство невозможно. Парная работа в ушу необходима не только для отработки боевых умений и навыков, но и для понимания необходимости применять ровно столько силы, сколько нужно для победы, не нанося повреждение партнёру. Взаимодействуя на физическом уровне в зале, ученики приобщаются и к гармоничному выстраиванию отношений в обществе или социальной среде посредством диалога, но уже без применения силы.
Мастер боевых искусств – это мастер по жизни.
Не важно какое у него дело и чем он занимается. Это прежде всего искусный мастер человеческих взаимоотношений. Практика боевых искусств помогает легче адаптироваться в обществе, используя колоссальный опыт предыдущих поколений мастеров боевых искусств.
Перечисленные аспекты отражают лишь главные особенности системы ушу как целостного средства самосовершенствования.
Начинать постигать философию и методику этого боевого искусства никогда не поздно, поэтому ушу актуально как для взрослых, так и для детей.
Проект self-powered проводит занятия в прямом эфире для детей и взрослых. В современных жизненных реалиях это особенно актуально. Чтобы не пропустить интересные статьи рекомендую подписаться на канал, а также найти его в любимой социальной сети. Выбор широк. При возникновении вопросов буду рад ответить на них в комментариях.