Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему Россию часто называют сырьевым придатком запада или говорят, что Россия сидит на "нефтяной игле"?
Но для начала давайте разберёмся, что же такое сырьевое проклятье и почему некоторые страны десятилетиями не могут избавиться от него. Я буду давать свои субъективные мнения и определения, общепринятые определения мы можете почитать в той же википедии.
Что и почему?
Ресурсное проклятье — неспособность или нежелание менеджмента страны создать условия в экономике такими, чтобы доходы от продажи добываемых ресурсов не играли значимой роли при формировании государственного бюджета.
Почему оно не способно это сделать — одним этим менеджерам известно. Но я считаю, что всё это из-за банальных причин: жадности, лени и страхе принимать решения.
Жадность — с каждым годом хочется тратить всё больше и больше денег (раздувать бюджет). Тут ещё играет роль коррупционная составляющая, ведь чем больше бюджет, тем проще из этого бюджета можно вытянуть денег побольше.
Лень — если есть один источник финансирования значительной части гос. бюджета и его пока хватает, то зачем что-то менять?
Страх принимать решения — а вдруг эти решения будут приняты плохо или вообще приведут к обратному эффекту. Нет, я лучше по старинке, меньше делаешь — меньше шансов кому-то не угодить.
Если подытожить, то получится, что менеджмент страны имеет персональную мотивацию ничего не менять.
Почему бездействие — это плохо?
Тренды и запросы общества меняются, создаются новые технологии, которые не нуждаются больше в ископаемом топливе, прогресс не стоит на месте. В будущем, я надеюсь, с ростом эффективности способов хранения энергии и её добычи, в мире всё потихоньку будет переходить на возобновляемые источники энергии.
Цена на энергоносители очень сильно зависят от спроса со стороны крупнейших потребителей (Европа, Китай, США) и от предложения со стороны тех у кого этой нефти много, причём стран-экспортёров нефти не мало. Если бы не ОПЕК, то маржинальность добычи нефти была бы минимальной и, возможно, многие страны раньше начали бы стимулировать развитие альтернативных источников энергии. По сути ОПЕК — это организация, которая необходима тем государствам, бюджет которых свёрстан в большей степени (если не полностью) из рассчёта на то, что за год будет продано определённое количество ресурсов не ниже определённой цены. Таких государств не мало: Саудовская Аравия, Россия, Иран и другие.
Кстати, если посмотреть на те страны, которые серьёзно занимаются проблемами альтернативной энергетики, то это по большей степени будут страны-импортёры углеводородов. Они как бы говорят всем, что "мы не хотим зависеть от ископаемого топлива", что говорит нам о том, что когда они добьются серьёзных успехов, то они ведь на самом деле станут закупать намного меньше ископаемых ресурсов.
Цифры
От слов к делу. Мне не особо интересно как дела обстоят во всём мире, мне интересно узнать что в России. Тем более, что данные по РФ мне достать и обработать намного проще. Можно посмотреть на нефтегазовые доходы и сравнить их с динамикой ненефтегазовых доходов. С данными нам поможет сайт Министерства Финансов РФ.
В данных минфина суммы, которые получены в виде налоговых отчислений и т.п.
Как видно из графика (который построен на данных минфина), от года к году мало что меняется, всё в пределах погрешности. А это может означать только то, что ничего в направлении избавления от ресурсного проклятья не делается, либо делается, но как-то совсем пассивно.
Теперь посмотрим на данные предоставленные ЦБ РФ, в которых суммы, которые удалось выручить от продажи нефтегазовых ресурсов.
От года к году количество денег вырученных от продажи ресурсов сильно не меняется, пока не видно устойчивого тренда к снижению нефтегазовых доходов.
Может добывать стали меньше? Давайте посмотрим сколько чего добывается по тем же данным ЦБ.
И тут тоже не похоже, чтобы объёмы добычи падали...
Итог: Объёмы добычи растут, доходы от продажи ресурсов растут, доля НЕнефтегазовых доходов почти не меняется. Хотя нефть и газ — это не все ресурсы, которые продаёт наша страна, ещё есть много ресурсов, которые добываются из земли и продаются экспортёрами из нашей страны.
Пока нет данных, которые ясно говорили бы нам, что менеджмент нашей страны принимает какие-то меры для того, чтобы избавиться от ресурсного проклятья.
Для того, чтобы доля НЕнефтегазовых доходов росла, нужно меньше стимулировать нефтяную отрасль и дать больше свободы малому бизнесу, который создаёт высокотехнологичные продукты с высокой добавленной стоимостью. Но стимулов что-то менять, у менеджмента страны, нет. Мало того, есть очень много стимулов продолжать ту же политику дальше.