Найти в Дзене
Мир на ладошках!

​​ЯМА НА ДОРОГЕ – КТО ОТВЕТИТ ЗА УЩЕРБ ?

За ямы, выбоины на дорогах отвечает местная власть (Закон № 131 от 06.10.2003 г.). Если это дворовой проезд, переулок, то ответственность за состояние дороги несет районное Управление благоустройства (в разных городах именоваться может по-разному). Бремя содержания городских дорог несет город в лице Дирекции по строительству (также может по другому называться).

Попал в яму на дороге, что делать?

Первые действия – это остановка автомобиля и вызов ГИБДД. Пока едут сотрудники ГИБДД – снять фото и видео места происшествия с привязкой к местности, желательно выставить на смартфоне геометки. Можно сфотографировать и окружающую ДТП обстановку, наличие дорожных знаков (особенно это актуально, когда происходит наезд на яму, препятствие при ремонте дороги, а знака «ремонт дороги» нет), наличие других ям, наличие выставленных временных ограждений и т.п. Если были свидетели, то взять их контакты или запись с видеорегистраторов.

Прибывший сотрудник ГИБДД составит схему ДТП и акт о недостатках дороги. Проверьте схему – нет ли в ней ограждения или дорожного знака, который в действительности на местности отсутствует. Попросите инспектора указать размеры ямы, погодные условия, видимость дороги (это важно, если шел дождь или был туман).

Впоследствии акт о недостатках должен быть направлен организации, содержащей данный участок дорожного полотна. Которая, в свою очередь, должна ликвидировать недостатки, указанные в акте. Но направление или ненаправление акта сотрудником ГИБДД в администрацию никак не может помешать потерпевшему возместить стоимость повреждений, причиненных автомобилю.

ВАЖНО! В ГИБДД с водителя возьмут объяснения: нужно максимально подробно описать произошедшее, в деталях, не забыть про повреждения автомобиля.

Через несколько суток ГИБДД выдаст на руки определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В нем должно быть указано, что в действиях водителя отсутствует состав административного правонарушения – и никак не иначе. Возможно, будет написано, что водитель ехал с превышением скорости, не остановился, не контролировал дорогу,

но к ответственности привлекаться не будет.

Казалось бы все хорошо – а вот и нет. Отказные определения с подобной формулировкой необходимо обязательно обжаловать, потому что ГИБДД тем самым говорит о виновности водителя в ДТП, но ввиду малозначительности правонарушения к ответственности водителя не привлекает.

Если не обжаловать определение – шанс взыскать полный ущерб с администрации минимален. Надлежащие документы по ДТП важны, так как суды по понятным причинам не хотят взыскивать ущерб с администрации.

Судебный процесс

Ну а далее начинается само взыскание – судебный процесс. Для определения величины ущерба можно сделать досудебную оценку, а можно не делать – суд назначит. По таким делам суд всегда стремится либо полностью отказать в иске, либо установить степень вины водителя и администрации в процентах, например, 70% - вина водителя, 30% – администрации. Смысл такой: да, администрация, конечно, виновата, что не уследила за состоянием дороги, но сам-то водитель куда ехал? Что, не видел яму или затопленную дорогу? Мог бы предположить, что там яма. И вообще была другая дорога – надо было объехать.

И суд взыскивает оцененный ущерб с администрации в соответствии со степенью вины, то есть 10-20-30% всего. Таких решений очень много.

Поэтому, чтобы свести к минимуму мнение суда о виновности или неосторожности водителя – в схеме ДТП, отказном определении, объяснении, в фото и видео материалах, показаниях свидетелей не должно быть и намека, что водитель мог бы предвидеть наезд машины на препятствие, в яму и т.п.