Известный художник В.Маковский рисовал не только душещипательные жанровые картины, по которым мы все дружно писали сочинения в 5 классе.
Его картина "Крах Банка" тоже по-своему душещипательна и трагична.
Она изображает момент, когда обманутые вкладчики пришли в банк требовать назад свои сбережения. Заломаные руки, отчаяние,злость-все смешалось в этом сумрачном полотне.
Маковский отразил один из эпизодов поголовного бакротства российских банков, случившегося в 70-80-х годах 19 столетия, а началось все с неприметного городка в Рязанской губернии...
После отмены крепостного права в 60-х г.г 19 столетия по всей России начинают открываться коммерческие банки.
Г.Скопин, что на Рязанщине, не ударил в грязь лицом, и в 1963 году здесь появляется Общественный банк.
Управляющим банка становится некто Рыков, выходец из мещанского сословия, молодой и предприимчивый делец, будущий воротила банковского бизнеса.
Иван Гаврилович нравился скопинскому народонаселению.
Рыков щедро жертвовал собственные деньги на нужды города и даже построил церковь на городском кладбище.
Общественный банк под руководством молодого руководителя быстро налаживает дела в городе и приращивает обороты до миллионных прибылей.
Рыкову этого мало; он бьет копытом от нетерпенья, убирает с должностных постов неугодных честных граждан, ставит везде своих людей и принимается за аферу века.
В столичных и провинциальных газетах появляются объявления «Скопинского общественного банка», сулившего большие проценты приращения по вкладам (до 7,5 % вместо обычных 3–5 %). Рядом были опубликованы отчеты о блестящем состоянии его дел.
На первых порах обещанные проценты выплачивались аккуратно. В маленький городок хлынул поток денег.
Скопин превратился в торговый город «под стать губернскому».
К нему проложили провели железную дорогу. Открыли ряд учебных и благотворительных учреждений.
«Все веровали в Ивана Гавриловича всё равно как в Бога и трепетали перед ним», – скажет потом один из горожан.
Доверчивые Лени Голубковы принесли собственными ножками 12 миллионов рублей и собственными ручками передали деньги Рыкову.
Дальше-больше.
Рыков выпускает процентные бумаги банка, не обеспеченные капиталом. Впрочем, такие мелочи жизни мало кого интересовали. Банк имел бешеную популярность среди жителей Российской империи, ведь блестящие годовые отчеты, сверкающие своей прозрачностью и сверхприбылью, регулярно печатались в газетах.
Скопин купается в роскоши, тройная бухгалтерия банка ведется исправно, а Рыков становится полновластным хозяином города.
Ни один общественный вопрос не решался в Скопине без участия банкира.
Накануне очередных выборов в городскую думу по домам ходили люди Рыкова и называли имена тех, кого он «назначил» в гласные.
На прикорме у Рыкова находились не только Скопинские почта, телеграф, суды и полиция, но и Рязанский губернатор и вице-губернатор, а так же сотрудники министерства финансов.
Дутый банк просуществовал почти 20 лет.
О махинациях Рыкова стало известно в газетах благодаря усилиям трех честых граждан г. Скопина. Целых 2 года они безуспешно пытались отправить жалобы в газеты и учреждения, но письма перехватывались в Скопинской почте.
Наконец, а газете "Русский курьер" появилось сообщение, что 12 миллионов рублей вкладов в Скопинском банке обеспечены лишь одним миллионом, к тому же в ненадежных бумагах.
Встревоженные вкладчики стали присылать требования вернуть им деньги (банк обязан был возвращать средства почтой, в день получения требования), но в кассе обнаружились кипы опротестованных векселей.
Скопинский банк был объявлен банкротом.
Рыкова судили. На заседании он горячо протестовал:
«Мне говорят, что я чудовище, что я украл шесть миллионов. Но это грубая клевета. Клянусь вам, господа присяжные, я украл всего только один миллион, только один миллион!
Учитывая масштабность дела, суд проходил в Москве. На заседания съезжались люди что бы хотб одним глазком посмотреть на человека, водившего за нос всю страну целых 19 лет.
На слушаниях присутствовали 28 журналистов, из них-Антоша Чехонте, молодой журналист газеты "Петербургские ведомости". Позже впечатления о процессе лягут в осгову рассказа "Беда".
Паника охватила всю страну. "Рыковское дело" заставило граждан побежать в банки забирать свои вклады.
Не все банки выдержали натиска вкладчиков, во многих вскрылись следы мошенничества и махинаций. Например, Московский ссудный коммерческий банк.
Именно его изобразил на своей картине Владимир Маковский. Художник так впечатлился масштабом махинаций, происходящими в банковской сфере, что с оперативной скоростью создал аж две картины.
Создал или сфоткал?
Мы видим растерянные, наивные беспомощные лица, бесправные, брошенные государством.
Сюжет картины при жизни Маковского быстро устарел, но сегодня тема банковско-финансовых махинаций выстреливает тяжелой актуальностью и злободневностью.