Найти в Дзене
Военный ликбез

Воздушно-десантные войска и Аэромобильные войска. Краткая история развития и разница между ними. (1-я часть)

Введение в военную теорию и практику Подавляющая масса гражданских людей, при упоминании подобных терминов как "воздушно-десантный", "воздушно-штурмовой", "аэромобильный" и "десантно-штурмовой" - представляют себе войска в которых военнослужащие называются "десантниками" и занимаются тем что совершают прыжки с парашютом. И только сами военные видят в них принципиальную разницу. Давайте раскроем эти термины. Но в начале заглянем в историю. Итак воздушно-десантные войска как род войск, появились в вооружённых силах передовых государств накануне и в ходе Второй Мировой войны. Создание данного рода войск была продиктовано необходимостью взломать оборону противника и способствовать наступлению сухопутных войск. Для этого требовалось внести хаос в управление войск противника на передовой и их снабжение, а также сорвать планы противника по разворачиванию резервов. К примеру в советское время было подсчитано - для того чтобы одна мотострелковая/мотопехотная дивизия могла полноценно вести
Оглавление

Введение в военную теорию и практику

Подавляющая масса гражданских людей, при упоминании подобных терминов как "воздушно-десантный", "воздушно-штурмовой", "аэромобильный" и "десантно-штурмовой" - представляют себе войска в которых военнослужащие называются "десантниками" и занимаются тем что совершают прыжки с парашютом.

И только сами военные видят в них принципиальную разницу.

Давайте раскроем эти термины.

Но в начале заглянем в историю.

Итак воздушно-десантные войска как род войск, появились в вооружённых силах передовых государств накануне и в ходе Второй Мировой войны.

Создание данного рода войск была продиктовано необходимостью взломать оборону противника и способствовать наступлению сухопутных войск. Для этого требовалось внести хаос в управление войск противника на передовой и их снабжение, а также сорвать планы противника по разворачиванию резервов.

К примеру в советское время было подсчитано - для того чтобы одна мотострелковая/мотопехотная дивизия могла полноценно вести боевые действия в классической войне с фронтовым противостоянием, ей требуется поставлять около 2500 тонн различных грузов в сутки. В это число входят боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продовольствие, вода, медикаменты, запасные части и т.д и т.п..

Для сравнения: в конце Второй мировой войны мотопехотная дивизия Армии США потребляла в сутки 700 тонн различных грузов.

Разорви снабжение дивизии из тыла – и через пару суток ей нечем будет воевать: бронетехника встанет, орудия замолчат, раненых будет некуда вывозить и нечем лечить, невозможно будет прислать подкрепление. Боевое соединение физически не в состоянии возить с собой недельные запасы.

Основная концентрация войск в классической войне – это в так называемой тактической полосе (полосе обороны тактических соединений) по обе линии фронта. Тактические соединения – это дивизии и бригады. В зависимости от рельефа местности глубина тактического тыла колеблется от 10 и до 25 километров.

Упрощённая схема фронтового противостояния
Упрощённая схема фронтового противостояния

Ещё дальше от фронта – за тактической полосой находится оперативная полоса.

Именно в оперативной полосе располагаются командые пункты объединений (полевые штабы армий и корпусов) из которых управляются войска на передовой. Именно в этой полосе организуются полевые ремонтные базы, крупные полевые склады под горючее, боеприпасы, продовольствие и другие запасы для войск на передовой.

Любое вмешательство в оперативную полосу – отражается на управлении войск и их снабжении.

По причине того что в классической войне наибольшая концентрация войск достигается на линии соприкосновения войск (фронт) и в тактической полосе, оперативная полоса является уязвимым местом для противника, поскольку в нём находится небольшое количество резервных формирований.

Полководцы всегда мечтали ворваться частью своих войск в оперативную полосу противника и устроив там хаос и сея панику, обратить противника в отступление либо бегство.

В эпоху до Первой мировой войны и частично в ней - эта задача решалась стремительными рейдами кавалерии в бреши оборонительной линии противника с последующим перекрытием тыловых путей снабжения. За рейдами следовало мощное наступление пехоты и артиллерии по всему фронту.

Но эпоха легкоранимой кавалерии уходила в историю, и требовались иные методы быстрой переброски войск в тыл противника.

Появление воздушно-десантных войск

В межвоенный период благодаря техническому прогрессу, военные получили в своё распоряжение транспортную авиацию, которая позволяла перебрасывать в тыл противника тысячи солдат. Сперва придумали самолёты, а потом уже придумали парашюты.

Транспортные самолёты и парашюты позволяли военным высаживать в тылу противника целые дивизии и бригады, которые своими действиями разрывали управление войсками, их снабжение и сеяли панику у противника. Войска на передовой оставшиеся без связи со штабами и обеспечения – уже не могли противостоять чужому натиску.

Первенцами в создании нового типа войск стали СССР и Германия.

Причём процесс создания шёл лавинообразный. От создания первого парашютного батальона Красной Армии в 1933 - до первой парашютной дивизии Вермахта в 1938 - прошло всего лишь 5 лет.

Так появился новый род войск - воздушно-десантные войска (ВДВ).

Если в Германии создавались парашютные дивизии, СССР сделал ставку на воздушно-десантные корпуса, которые впрочем по численности были аналогичны германским дивизиям.

Следом за СССР и Германией свои парашютные соединения в 1941 году начала создавать Италия.

В 1942 году к этому процессу подключились в США переформированием имевшихся трёх пехотных дивизий в воздушно-десантные. К концу войны количество дивизий достигло пяти.

В 1943 году в самой Великобритании была создана первая воздушно-десантная дивизия. А до конца войны она создала ещё две дивизии. Тяжёлая ситуация в самой Великобритании с комплектованием войск вынуждала власти подключить к созданию новых соединений и Колониальную Индию. Так созданная в 1940 году парашютная бригада в Индии - к 1944 году была увеличена до дивизии. Причём национальный состав дивизии был представлен основными этносами Индии. В последние годы войны индийские десантники даже успели поучаствовать в парашютных десантах в операциях против Императорской армии Японии.

Даже небольшая Венгрия, являвшаяся союзником Германии, создала собственную парашютную дивизию в 1944 году. Правда так и не успела использовать её по назначению.

Германские парашютисты (фальшимягеры) - наблюдают за прыжками с земли. 1943 год
Германские парашютисты (фальшимягеры) - наблюдают за прыжками с земли. 1943 год

Следует отметить, что с самого создания применение ВДВ вовсе не означало, что все его бойцы доставлялись в тыл противника выброской с парашютов.

Десантники Красной Армии готовятся к выброске
Десантники Красной Армии готовятся к выброске

С конца 1930-х годов в ВДВ разных стран использовали три способа доставки:

1. Парашютная выброска - для передовых подразделений, в первом эшелоне десанта.

2. Доставка планерами, которые буксируются самолётами (транспортными либо бомбардировщиками). Причём крупные планера позволяли транспортировать внутри себя автомобили, орудия и даже лёгкие танки

3. Посадочный способ – выгрузка солдат из самолётов посаженных на аэродромы противника, предварительно захваченные передовым парашютным десантом.

Буксировка планера Мессершмит-321 двумя бомбардировщиками Хейнкель-111
Буксировка планера Мессершмит-321 двумя бомбардировщиками Хейнкель-111
Тяжёлый планер Hamilcar из которого выгружается американский лёгкий танк М22 Locust ("Саранча"). 1945 год
Тяжёлый планер Hamilcar из которого выгружается американский лёгкий танк М22 Locust ("Саранча"). 1945 год

Немцы относительно удачно использовали свои ВДВ в Греции, в Бельгии и в Голландии.

Японцы – в Юго-Восточной Азии.

Американцы и британцы во Франции и в Германии.

Разукрашенные американские десантники с "ирокезами" из 101-й дивизии. Так страшнее
Разукрашенные американские десантники с "ирокезами" из 101-й дивизии. Так страшнее

Причём стратегам так понравился новый род войск, что трижды за время Второй мировой создавались целые объединения ВДВ.

Погрузка парашютистов Императорской армии Японии
Погрузка парашютистов Императорской армии Японии

Сперва немцами была создана 1-я парашютная армия (1 Fallschirm-Armee). Следом американцы с британцами создали 1-ю союзную воздушно-десантную армию (1st Allied Airborne Army). Потом и в СССР создали Отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию.

Но по прямому назначению данный тип объединения использовался только у союзников.

Британские коммандос сурово тренируются в снятии часового
Британские коммандос сурово тренируются в снятии часового

А вот у СССР особых удач с применением ВДВ против Германии – не было. Вяземский десант 1942 года силами четырёх воздушно-десантных бригад и одного полка – стал классическим примером «так делать - нельзя!!!».

Под конец войны – только один удачный парашютный десант в Корее против японских войск. И то очень скромный - одним батальоном.

После Второй мировой. Взгляды на ВДВ и на вооружение десантников.

После Второй мировой войны – ведущие державы приготовились к новому возможному классическому противостоянию войны фронтами. НАТО против стран Варшавского договора.

Но тут отношение к ВДВ изменилось - НАТО ушла в глубокую оборону, поскольку трезво рассчитала свои скромные силы против самой большой в мире Советской Армии.

А советские маршалы и генералы на полном серьёзе строили вполне реальные планы за 5 (пять) суток дойти от границы ГДР (было когда-то такое государство) до пролива Ла-Манш.

Военные НАТО трезво рассудили что потребности в крупных по численности ВДВ, как это было во время Второй Мировой - у них теперь нет. Но появилась потребность хоть в каких-то войсках, которые можно быстро перебросить в любой уголок мира.

Поэтому в странах НАТО сохранялись в относительно малых количествах воздушно-десантные формирования – и только в составе сухопутных войск. Так – «на всякий пожарный».

В США и в Великобритании, когда-то располагавших на двоих целой воздушно-десантной армией – ВДВ были сильно сокращены.

Полное переосмысление роли ВДВ в современных конфликтах произойдёт в странах НАТО в 1960-е годы - но об этом в продолжении.

Напротив – в СССР в послевоенные годы был количественный и качественный рост ВДВ. Аналогичным путём пошли в странах Варшавского договора. В некоторых из них при поддержке СССР были созданы воздушно-десантные батальоны и полки.

Но дальше всех продвинулась Польша, создавшая в 1957 году собственную воздушно-десантную дивизию.

Польские десантники на советской авиадесантной АСУ-85. 6-я Померанская воздушно-десантная дивизия
Польские десантники на советской авиадесантной АСУ-85. 6-я Померанская воздушно-десантная дивизия
Бойцы 40-го воздушно-десантного полка Немецкой Национальной Армии ГДР.  На фото один из конечных этапов предпрыжковой подготовки - проверка куполов "в козлах".
Бойцы 40-го воздушно-десантного полка Немецкой Национальной Армии ГДР. На фото один из конечных этапов предпрыжковой подготовки - проверка куполов "в козлах".

Только в СССР - ВДВ были отдельным родом войск, кроме периода с 1956 по 1964 годы – когда они числились в сухопутных войсках.

Количественный рост заключался в увеличении численности соединений. В 1949 году количество воздушно-десантных дивизий достигло 15 единиц. Потому что стояла задача - до Ла-Манша за пять суток. Хотя самолётов всё равно не хватало на их переброску даже малой части ВДВ.

Качественный рост заключался в том что в советских ВДВ первыми во всём мире была осуществлена моторизация и механизация войск. То есть как ранее во Вторую мировую войну, десантники уже не передвигались в тылу противника на своих двоих ногах. У них появились боевые машины десанта, бронетранспортёры и самоходные орудия, которые также десантировались самолётов, как и личный состав. То бишь СССР планомерно создавал «летающих мотострелков/мотопехоту».

По существу все военные историки сходятся на мнении что качественный и количественный рост ВДВ СССР стал итогом титанических усилий одного только генерала.

Создатель самых  мощных и крупнейших ВДВ в военной истории
Создатель самых мощных и крупнейших ВДВ в военной истории

И самым первым в мире серийным образцом авиадесантной боевой техники предназначенный для парашютной высадки - стала советская самоходная артиллерийская установка АСУ-57, появившаяся в 1950 году.

Первый в мире серийный образец боевой техники предназначенный для парашютной выброски - АСУ-57
Первый в мире серийный образец боевой техники предназначенный для парашютной выброски - АСУ-57

Следует отметить что и у противников СССР также велись работы по созданию авиадесантной техники.

США, Великобритания, Германия, а позже и Китай – также вкладывали средства в создание облегчённой бронетехники которую можно выбрасывать на парашютах, или хотя бы перевозить на самолётах.

БМД-1 - боевая машина десанта. Первый в мире образец - принципиально нового класса бронетехники
БМД-1 - боевая машина десанта. Первый в мире образец - принципиально нового класса бронетехники

К примеру американцы насмотревшись на советский ПТ-76, создали в 1966 году лёгкий плавающий танк Шеридан. Но когда они увидели возможности БМД-1 в 1970 году – они провели испытания с Шериданом и научились отделять его от самолёта двумя способами: классически, с большой высоты на парашютных системах – и по-своему, на поддоне с вытяжным парашютом из низколетящего самолёта.

Лёгкий авиадесантный британский танк "Скорпион"
Лёгкий авиадесантный британский танк "Скорпион"

Одновременно с американцами подобный танк создали и британцы. Их Скорпион по компоновке напоминал Шеридан и также мог сбрасываться на парашютной системе.

Парашютная выброска лёгкого танка "Шеридан".  Американцы повторили советский метод, убедились что это возможно - и успокоились. После этого танка - они выбрасывали на парашютах только автомобили.
Парашютная выброска лёгкого танка "Шеридан". Американцы повторили советский метод, убедились что это возможно - и успокоились. После этого танка - они выбрасывали на парашютах только автомобили.

Выброска "Шеридана" вытяжным парашютом на поддоне
Выброска "Шеридана" вытяжным парашютом на поддоне

Немцы подошли к таким разработкам в числе последних и выдали в 1989 году для своих десантников «танкетку» Визель. Иначе её не назовёшь.

"Шайтан-арба" немецких десантников "Визель" на фоне гор Афганистана. "Визель" - по-немецки - "ласка" (Wiesel), имеется ввиду животное, а не проявление нежности.
"Шайтан-арба" немецких десантников "Визель" на фоне гор Афганистана. "Визель" - по-немецки - "ласка" (Wiesel), имеется ввиду животное, а не проявление нежности.

А вот китайцы не стали мудрствовать. Они просто скопировали советский БМД-3.

Шедевр китайского плагиата - боевая машина десанта ZBD-03 с пришвартованной парашютной системой. Скопирован с БМД-3.
Шедевр китайского плагиата - боевая машина десанта ZBD-03 с пришвартованной парашютной системой. Скопирован с БМД-3.

Но со временем СССР настолько безнадёжно вырвался вперёд в создании «летающих мотострелков/мотопехоты» в плане их вооружения – что остальные государства просто плюнули на попытку механизации и моторизации своих десантников – посчитав эту затею нерациональной в военном плане и неоправданно дорогой в финансовом.

Россия до сих пор по инерции продолжает советскую эстафету, и тратит средства в разработку всё более совершенной авиадесантной техники – которую по прямому назначению использовать вряд ли когда-нибудь удастся. Шансы на это стремятся к нулю.

-------------

Вторая часть

Третья часть

Четвёртая часть