Введение в военную теорию и практику
Подавляющая масса гражданских людей, при упоминании подобных терминов как "воздушно-десантный", "воздушно-штурмовой", "аэромобильный" и "десантно-штурмовой" - представляют себе войска в которых военнослужащие называются "десантниками" и занимаются тем что совершают прыжки с парашютом.
И только сами военные видят в них принципиальную разницу.
Давайте раскроем эти термины.
Но в начале заглянем в историю.
Итак воздушно-десантные войска как род войск, появились в вооружённых силах передовых государств накануне и в ходе Второй Мировой войны.
Создание данного рода войск была продиктовано необходимостью взломать оборону противника и способствовать наступлению сухопутных войск. Для этого требовалось внести хаос в управление войск противника на передовой и их снабжение, а также сорвать планы противника по разворачиванию резервов.
К примеру в советское время было подсчитано - для того чтобы одна мотострелковая/мотопехотная дивизия могла полноценно вести боевые действия в классической войне с фронтовым противостоянием, ей требуется поставлять около 2500 тонн различных грузов в сутки. В это число входят боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продовольствие, вода, медикаменты, запасные части и т.д и т.п..
Для сравнения: в конце Второй мировой войны мотопехотная дивизия Армии США потребляла в сутки 700 тонн различных грузов.
Разорви снабжение дивизии из тыла – и через пару суток ей нечем будет воевать: бронетехника встанет, орудия замолчат, раненых будет некуда вывозить и нечем лечить, невозможно будет прислать подкрепление. Боевое соединение физически не в состоянии возить с собой недельные запасы.
Основная концентрация войск в классической войне – это в так называемой тактической полосе (полосе обороны тактических соединений) по обе линии фронта. Тактические соединения – это дивизии и бригады. В зависимости от рельефа местности глубина тактического тыла колеблется от 10 и до 25 километров.
Ещё дальше от фронта – за тактической полосой находится оперативная полоса.
Именно в оперативной полосе располагаются командые пункты объединений (полевые штабы армий и корпусов) из которых управляются войска на передовой. Именно в этой полосе организуются полевые ремонтные базы, крупные полевые склады под горючее, боеприпасы, продовольствие и другие запасы для войск на передовой.
Любое вмешательство в оперативную полосу – отражается на управлении войск и их снабжении.
По причине того что в классической войне наибольшая концентрация войск достигается на линии соприкосновения войск (фронт) и в тактической полосе, оперативная полоса является уязвимым местом для противника, поскольку в нём находится небольшое количество резервных формирований.
Полководцы всегда мечтали ворваться частью своих войск в оперативную полосу противника и устроив там хаос и сея панику, обратить противника в отступление либо бегство.
В эпоху до Первой мировой войны и частично в ней - эта задача решалась стремительными рейдами кавалерии в бреши оборонительной линии противника с последующим перекрытием тыловых путей снабжения. За рейдами следовало мощное наступление пехоты и артиллерии по всему фронту.
Но эпоха легкоранимой кавалерии уходила в историю, и требовались иные методы быстрой переброски войск в тыл противника.
Появление воздушно-десантных войск
В межвоенный период благодаря техническому прогрессу, военные получили в своё распоряжение транспортную авиацию, которая позволяла перебрасывать в тыл противника тысячи солдат. Сперва придумали самолёты, а потом уже придумали парашюты.
Транспортные самолёты и парашюты позволяли военным высаживать в тылу противника целые дивизии и бригады, которые своими действиями разрывали управление войсками, их снабжение и сеяли панику у противника. Войска на передовой оставшиеся без связи со штабами и обеспечения – уже не могли противостоять чужому натиску.
Первенцами в создании нового типа войск стали СССР и Германия.
Причём процесс создания шёл лавинообразный. От создания первого парашютного батальона Красной Армии в 1933 - до первой парашютной дивизии Вермахта в 1938 - прошло всего лишь 5 лет.
Так появился новый род войск - воздушно-десантные войска (ВДВ).
Если в Германии создавались парашютные дивизии, СССР сделал ставку на воздушно-десантные корпуса, которые впрочем по численности были аналогичны германским дивизиям.
Следом за СССР и Германией свои парашютные соединения в 1941 году начала создавать Италия.
В 1942 году к этому процессу подключились в США переформированием имевшихся трёх пехотных дивизий в воздушно-десантные. К концу войны количество дивизий достигло пяти.
В 1943 году в самой Великобритании была создана первая воздушно-десантная дивизия. А до конца войны она создала ещё две дивизии. Тяжёлая ситуация в самой Великобритании с комплектованием войск вынуждала власти подключить к созданию новых соединений и Колониальную Индию. Так созданная в 1940 году парашютная бригада в Индии - к 1944 году была увеличена до дивизии. Причём национальный состав дивизии был представлен основными этносами Индии. В последние годы войны индийские десантники даже успели поучаствовать в парашютных десантах в операциях против Императорской армии Японии.
Даже небольшая Венгрия, являвшаяся союзником Германии, создала собственную парашютную дивизию в 1944 году. Правда так и не успела использовать её по назначению.
Следует отметить, что с самого создания применение ВДВ вовсе не означало, что все его бойцы доставлялись в тыл противника выброской с парашютов.
С конца 1930-х годов в ВДВ разных стран использовали три способа доставки:
1. Парашютная выброска - для передовых подразделений, в первом эшелоне десанта.
2. Доставка планерами, которые буксируются самолётами (транспортными либо бомбардировщиками). Причём крупные планера позволяли транспортировать внутри себя автомобили, орудия и даже лёгкие танки
3. Посадочный способ – выгрузка солдат из самолётов посаженных на аэродромы противника, предварительно захваченные передовым парашютным десантом.
Немцы относительно удачно использовали свои ВДВ в Греции, в Бельгии и в Голландии.
Японцы – в Юго-Восточной Азии.
Американцы и британцы во Франции и в Германии.
Причём стратегам так понравился новый род войск, что трижды за время Второй мировой создавались целые объединения ВДВ.
Сперва немцами была создана 1-я парашютная армия (1 Fallschirm-Armee). Следом американцы с британцами создали 1-ю союзную воздушно-десантную армию (1st Allied Airborne Army). Потом и в СССР создали Отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию.
Но по прямому назначению данный тип объединения использовался только у союзников.
А вот у СССР особых удач с применением ВДВ против Германии – не было. Вяземский десант 1942 года силами четырёх воздушно-десантных бригад и одного полка – стал классическим примером «так делать - нельзя!!!».
Под конец войны – только один удачный парашютный десант в Корее против японских войск. И то очень скромный - одним батальоном.
После Второй мировой. Взгляды на ВДВ и на вооружение десантников.
После Второй мировой войны – ведущие державы приготовились к новому возможному классическому противостоянию войны фронтами. НАТО против стран Варшавского договора.
Но тут отношение к ВДВ изменилось - НАТО ушла в глубокую оборону, поскольку трезво рассчитала свои скромные силы против самой большой в мире Советской Армии.
А советские маршалы и генералы на полном серьёзе строили вполне реальные планы за 5 (пять) суток дойти от границы ГДР (было когда-то такое государство) до пролива Ла-Манш.
Военные НАТО трезво рассудили что потребности в крупных по численности ВДВ, как это было во время Второй Мировой - у них теперь нет. Но появилась потребность хоть в каких-то войсках, которые можно быстро перебросить в любой уголок мира.
Поэтому в странах НАТО сохранялись в относительно малых количествах воздушно-десантные формирования – и только в составе сухопутных войск. Так – «на всякий пожарный».
В США и в Великобритании, когда-то располагавших на двоих целой воздушно-десантной армией – ВДВ были сильно сокращены.
Полное переосмысление роли ВДВ в современных конфликтах произойдёт в странах НАТО в 1960-е годы - но об этом в продолжении.
Напротив – в СССР в послевоенные годы был количественный и качественный рост ВДВ. Аналогичным путём пошли в странах Варшавского договора. В некоторых из них при поддержке СССР были созданы воздушно-десантные батальоны и полки.
Но дальше всех продвинулась Польша, создавшая в 1957 году собственную воздушно-десантную дивизию.
Только в СССР - ВДВ были отдельным родом войск, кроме периода с 1956 по 1964 годы – когда они числились в сухопутных войсках.
Количественный рост заключался в увеличении численности соединений. В 1949 году количество воздушно-десантных дивизий достигло 15 единиц. Потому что стояла задача - до Ла-Манша за пять суток. Хотя самолётов всё равно не хватало на их переброску даже малой части ВДВ.
Качественный рост заключался в том что в советских ВДВ первыми во всём мире была осуществлена моторизация и механизация войск. То есть как ранее во Вторую мировую войну, десантники уже не передвигались в тылу противника на своих двоих ногах. У них появились боевые машины десанта, бронетранспортёры и самоходные орудия, которые также десантировались самолётов, как и личный состав. То бишь СССР планомерно создавал «летающих мотострелков/мотопехоту».
По существу все военные историки сходятся на мнении что качественный и количественный рост ВДВ СССР стал итогом титанических усилий одного только генерала.
И самым первым в мире серийным образцом авиадесантной боевой техники предназначенный для парашютной высадки - стала советская самоходная артиллерийская установка АСУ-57, появившаяся в 1950 году.
Следует отметить что и у противников СССР также велись работы по созданию авиадесантной техники.
США, Великобритания, Германия, а позже и Китай – также вкладывали средства в создание облегчённой бронетехники которую можно выбрасывать на парашютах, или хотя бы перевозить на самолётах.
К примеру американцы насмотревшись на советский ПТ-76, создали в 1966 году лёгкий плавающий танк Шеридан. Но когда они увидели возможности БМД-1 в 1970 году – они провели испытания с Шериданом и научились отделять его от самолёта двумя способами: классически, с большой высоты на парашютных системах – и по-своему, на поддоне с вытяжным парашютом из низколетящего самолёта.
Одновременно с американцами подобный танк создали и британцы. Их Скорпион по компоновке напоминал Шеридан и также мог сбрасываться на парашютной системе.
Немцы подошли к таким разработкам в числе последних и выдали в 1989 году для своих десантников «танкетку» Визель. Иначе её не назовёшь.
А вот китайцы не стали мудрствовать. Они просто скопировали советский БМД-3.
Но со временем СССР настолько безнадёжно вырвался вперёд в создании «летающих мотострелков/мотопехоты» в плане их вооружения – что остальные государства просто плюнули на попытку механизации и моторизации своих десантников – посчитав эту затею нерациональной в военном плане и неоправданно дорогой в финансовом.
Россия до сих пор по инерции продолжает советскую эстафету, и тратит средства в разработку всё более совершенной авиадесантной техники – которую по прямому назначению использовать вряд ли когда-нибудь удастся. Шансы на это стремятся к нулю.
-------------
Вторая часть
Четвёртая часть