Найти тему
Tiku Digital

Эпидемия возбуждения

Лет в 14 я решила, что жизнь скучна и однообразна, и на предлагаемых условиях лишена смысла. Позже, когда облетела маркетинговая шелуха, стало ясно: единственный непридуманный смысл, который жизнь может нам предложить, – это во что бы то ни стало оставаться живыми. Жизнь – чтобы жить. Но в современном мире (для большинства) жить – это не цель, а условие задачи. Для того, чтобы оставаться живым, не нужно прилагать больших усилий. Чтобы просто не умирать достаточно сильно не выпендриваться и выполнять набор довольно примитивных действий – с палкой-копалкой или компьютером, неважно. Чтобы жить чуть-чуть дольше и чуть-чуть комфортнее – можно немного напрячься, но и тут вся целиком кора головного мозга или гора мышц не сильно востребованы, довольно применить капельку воли и горстку покорности, и вуаля – вам сухо и комфортно, и в какой-то момент может даже показаться, что атлант действительно расправляет плечи… Но это пройдет, потому что с истинной целью и сухость, и комфорт, и даже собственный остров в Тихом океане связаны опосредованно. А само выживание не является больше предметом ежечасного торга со средой. И даже обеспечение безопасности в широком смысле больше прерогатива не индивидуума, ни семьи, а целых институтов, которые сами решают, что для нас опасно/безопасно или кто.

Освобожденному таким образом от каких-либо серьезных решений человеку остается только одно. Придумать себе занятие, придумать, как говорят коучи, игровую цель, или, как говорит Унабомбер – суррогатную деятельность. (Между прочим, не будь он столь радикально настроен, мог бы попробовать себя в коучинге.)

Истинно суррогатные занятия – творчество, наука, религия, благотворительность и т.д. – если сравнивать с соисканием богатства, имеют совсем уж факультативный характер. Но зато они обладают чуть-чуть более выраженным терапевтическим и развлекательным компонентом. (Как можно всем этим заниматься на абсолютно серьезных щах, для меня всегда оставалось загадкой, но это тема отдельного разговора.) Все эти дела полезны и хороши – примерно как галоперидол в дурдоме. Потому что, по правде говоря, я считаю, что мы все давно, глубоко и безнадежно спятили, забыв главную цель, которая, к слову, остается общей для всех – людей, животных и растений. Для всех – рождающихся и умирающих ежедневно в немыслимых количествах. Целые виды живут считанные дни, а то и часы, не успев даже пройти курсов финансовой грамотности или SMM. Целые популяции живого исчезают бесследно, природа карает и милует без разбора и причин, она сама рождена и умрет беспричинно, когда выйдет срок. И мы, как мне кажется, никакой не нонсенс, не ошибка программы, не Богом отмеченные обезьяны с возвышенными устремлениями и сложнодуховными исканиями. Вся наша трагедия заключена в том, что мы (сейчас как никогда) лишены власти над самими собой, лишены права бороться за то, чтобы жить, а значит – чувствовать себя живыми…

Может, поэтому одновременно с развитием информационного общества стали популярны зомби-хороры и прочие жанры, которые демонстрируют человека в схватке с самой смертью, человека – выживающего. Все эти картины не просто щекочут нервы, они пробуждают спящие инстинкты. Извлекают на поверхность и отмывают от объедков со стола общества потребления глубинный истинный смысл.

И сейчас, мне кажется, в связи с эпидемией в обществе царит не столько паника и страх, сколько возбуждение, призрачная надежда на то, что е*анет и мало не покажется.

Автор: Галина Кузнецова