Какими бывают каталоги по принципу категоризации:
- Чаще – по типу товара: “столы и стулья/кровати/ шкафы”.
Такой вариант каталога понятен и логичен, но желательно, чтобы был не единственный;
- Альтернативный, некоторые примеры:
o По области применения: "для ремонта дома" / "для работ на даче" / "промышленный инструмент"
o По комнатам: "для спальни" / "для гостиной"…
o По полу и возрасту: “для детей” / “для женщин” / “для мужчин”
o По цвету
Важно:
даже если будет только один каталог по типам товаров важно не забыть о дублировании категорий и подкатегорий в разделах т.к. один и тот же товар покупатели ищут разными способами: Интерьерные подушки в Текстиле и в Интерьерных аксессуарах; Телевизоры в Электронике и в Бытовой технике.
Совет 1:
Размещайте в разделах сайта не только товарные категории внутреннего товарного каталога, но и ссылки на релевантные товарные подборки или разделов категория плюс фильтр.
Что еще я бы рекомендовала добавить в эту часть сайта:
- Бренды. Работают на тех рынках, где люди выбирают товар по бренду (электроника, одежда и обувь, зоо-товары, авто-товары и т.п.);
- Теги по ключевым запросам на поиске сайта или на рынке в целом;
Что еще может быть, НО очень аккуратно:
- Визуал (рисунок, фото) для эмоциональных категорий, которые ваши покупатели выбирают глазами;
- Ссылки на отличные обзоры по выбору товаров в этом разделе (с большой осторожностью, т.к. для этого типа контента лучше подойдут другие места)
- Разделы с распродажей в департаменте/группе
Совет 2:
Существует важное правило – не использовать в каталогах ссылки на поисковую выдачу, т.к. в этом случае вы будете получать нерелевантную аналитику по поиску. В любом случае такую особенность надо учитывать.
Как сортировать, размещать ссылки в рубрикаторе:
- По алфавиту (Необходимо сначала очень подумать, т.к. мало где это действительно оправданно. Не рекомендую.)
- От самых популярных к менее популярным
- Блоками по релевантности
- Визуально, чтобы хорошо смотрелось и совпадало по размерам колонок (только если вы учли перед этим предыдущий пункт)
Где еще можно и часто нужно размещать ссылки на категории:
- визуальные блоки: на главной странице, в разделах типа “Самые популярные категории”, “Покупки по категориям”:
- в рубрикаторе слева на поисковой выдаче (на десктопе)
- на страницах верхнеуровневых (родительских) категорий:
Во многих товарных категориях отлично работают товарные подборки: 5-12 товаров на популярную “больную” тему: 12 вариантов подарка мужчине; 10 недорогих телефонов для школьника; 5 отличных игровых ноутбука. Сознательное ограничение выбора, когда за тебя кто-то уже подумал, это отличный повод для более быстрого принятия решения о покупке.
Подведем итоги
ниже минимальный чек-лист, чтобы понять, что ваш покупатель легко найдет нужную категорию, а значит и товар в вашем магазине.
Минимальный чек лист хорошего товарного каталога:
1. Кто наша целевая аудитория сайта? Соответствует ли внешний вид каталога, способ работы с ним особенностям выбора моих пользователей? Варианты крайностей: все строго логично по группам или алфавиту/все эмоциальнально – красиво - с фото, картинками – понятно без слов по визуалу
2. Какие товары у меня будут покупать чаще всего и какие товары я сам хочу продавать: легко ли найти те и другие категории в каталоге?
3. Как мои товары еще ищут? В какие еще товарных блоках, с какими еще названиями категорий? Отражен ли альтернативный вариант поиска в моем каталоге или на ключевых страницах.
4. Не слишком ли глубоко я закопал конечные категории, в которых легко покупать без выделения подтипов?
5. Легко ли купить мой товар? Не нужно ли в местах выбора-поиска добавить информационный контент о товарах: статьи “Как выбрать”, подборки товаров, видео, луки?
6. Есть ли в ассортименте близкие или взаимозаменяемые категории (кроссовки-спортивная обувь- кеды; стулья-полукресла)? Если да, то есть ли ссылки в этих категориях друг на друга?
Несколько базовых правил категоризации:
- В одном каталоге на одном уровне должна работать одна логика деления на товарные группы. Альтернативную логику отделяйте от основной. У вас не может быть так: “Диваны”/ “Стулья”/ “Спальня”, потому что в первом случае: деление по типу товаров, а во втором: по комнатам, месту.
- Избегайте группы “Прочие”. Если у вас остался непопулярный ассортимент в разных не-объдиняемых товарных группах - просто не показывайте его в каталоге. Данные товар будут находить через поиск или рекомендательные системы.
- Если в родительской группе много подгрупп, а в каталоге планируется разместить только ключевые, то для десктопа родительскую группу делают кликабельной с возможность перехода на категорийную страницу, где уже будет возможность дальнейшего уточнения. Для мобильного каталога на уровне подкатегорий добавляют кнопку “все товары”.