Найти тему
Творческая степь

Нужна ли творческому человеку трагическая судьба?

В творческой среде, особенно литературной, существует распространённое мнение, что чем трагичней судьба автора, тем гениальнее его произведения.

У меня есть что сказать на этот счет.

Долгое время я верила этому утверждению, и оно служило для меня одним из сильнейших демотиваторов. Я считала, что раз на мою долю ничего особенно трагичного не выпало, то у меня нет никакого шанса написать что-то действительно стоящее. И вообще-то я не особенно жажду трагедий, хватит с меня и повседневных стрессов. Но имеет ли смысл заниматься творчеством, если заранее знаешь, что обречена на неудачу?

На самом деле я никогда не встречала, да полагаю никто и не проводил исследования о связи силы таланта с трагичностью судьбы автора. Только вдумайтесь: «связь силы таланта с трагичностью судьбы» - это даже звучит странно, потому что в этом уравнении слишком много неизвестных.

Но если задаться вопросом и поразмышлять логически, то станет понятно, что длительный стресс, жизнь в нищете, болезни, трагические обстоятельства жизни, - не способствуют творчеству и развитию таланта. Еще Маслоу утверждал, что в такие моменты человек способен думать только о удовлетворении своих базовых потребностей: еда, сон и безопасность. И современные психологи согласны с тем, что для творчества нужно душевное спокойствие, тишина, силы и время.

В моей памяти сохранился эпизод биографического фильма о Марине Цветаевой. В этом эпизоде показано тяжелое время после возвращения в Россию в 1939 году, незадолго до ареста ее мужа и дочери. Цветаева восклицает: «я не могу писать!» И ее боль понятна. У нее не было никаких условий, денег, работы.

У меня есть еще примеры. Судьба А.С. Пушкина безусловно трагична. Но правда в том, что подавляющее большинство своих гениальных произведений он написал тогда, когда в обстоятельствах его жизни не было больших стрессов: он имел службу, жилье и возможность писать. И очень мало написал в тот период, когда все стало осложняться.

Одна из моих любимых детских писательниц - Мария Парр. Ее повести я читаю сейчас на ночь моим дочкам. Мария Парр – норвежка, она живет в небольшом городке, у нее семья, дети и, судя по материалам в сети, нет серьезных проблем. По крайней мере, в своих интервью она рассказывает о спокойной и размеренной жизни, и сама выглядит довольной и счастливой. Все это не мешает ей писать чудесные глубокие детские повести, которые популярны не только в Норвегии, а переведены на несколько языков, включая русский.

К чему я веду?

Понятно, что внимание людей привлекают трагические судьбы, это естественно для нашей психики. Но это может искажать восприятие. Также понятно, что пережитый негативный опыт может влиять на сюжет и глубину произведений, их посыл. Но это не вся реальность. На самом деле, творчество далеко не исчерпывается трагедиями. В жизни есть много интересных сюжетов, и они ждут своих творцов. А для творчества нужно много энергии, и чтобы она была, важно удовлетворять хотя бы свои базовые потребности в еде, отдыхе и безопасности.