Камикадзе, безусловно, герои. Самопожертвование ценилось во все времена у любых народов мира. Но в чем особенность феномена «божественного ветра»? Почему не стихают насмешки над японскими «зомби», которые в бессильной ярости бились головою о броню? Чем отличались камикадзе от русских, европейских и американских летчиков, совершивших самоубийственный таран?
- Японские пилоты заранее приговорили себя к смерти и жили с этим ощущением в течение долгих месяцев. Кодекс бусидо гласит: самурай должен ежедневно готовиться к смерти. У камикадзе последний вылет превращался в изысканный ритуал смерти с поклонами, белыми повязками «хатимаки» и ритуальной чашкой сакэ. За императора и священную землю Ямато!
Самоубийственные атаки практиковались не только пилотами «Корпуса специальных атак»: отличить «настоящего» камикадзе от бомбардировщика ВВС, чей экипаж принял решение повторить подвиг, было делом непростым, а подчас невозможным.
Примером может служить гибель эсминца «Твиггс». 16 июня 1945 года корабль был атакован одиночным торпедоносцем. Самолет сбросил торпеду, попавшую в левый борт, а затем описал круг и врезался в обреченный эсминец. Было ли это дело рук камикадзе или летчиков из строевых частей? Вопрос остался без ответа. Эсминец «Твиггс» затонул.
Атакованные корабли не всегда тонули сразу. Зачастую им требовалась «помощь» в виде торпеды и десятка выстрелов из пятидюймовок по ватерлинии.
Атакованные корабли не всегда тонули на том же месте. Пользуясь своим численным превосходством и слабостью противника, американцы буксировали обгоревшие руины в Перл-Харбор или к ближайшему берегу, а затем использовали то, что осталось от кораблей в интересах народного хозяйства.
Всего среди крупных потерь от действий японских летчиков-самоубийц значатся 4 авианосца и 24 эсминца. Малыши-эсминцы чаще других попадали под удар — во-первых, их было много. Во-вторых, они обеспечивали радиолокационный дозор на самых опасных направлениях.
На первый взгляд, может показаться, что 3913 пилотов-камикадзе погибло зря — громкая мировая слава при столь никчемных результатах. Отчаянное мужество японских парней оказалось бессильно против боевых воздушных патрулей и зенитных пушек с автоматизированным радарным наведением.
Но, слепая вера официальным американским источникам — дело неблагодарное. Реальное положение дел оказалось гораздо серьезнее.
Крупные корабли, как известно, обладают большим запасом плавучести и мало восприимчивы к повреждениям выше ватерлинии. Попадания бомб, ракет или самоубийственные тараны «Зеро» не способны причинить им критических повреждений.
Но это ничуть не мешало американским кораблям выгорать дотла и терять по нескольку сотен человек из своего экипажа. В таких условиях наиболее справедливым критерием успешности атаки становится причиненный ущерб.
- Потопление эсминца «Абнер Рид» (1 ноября 1944 г., в результате инцидента погибло 22 моряка) или второе по счету повреждение авианосца «Интрепид» (25 ноября 1944 г., корабль потерял 65 членов экипажа и полностью утратил боеспособность.
- Больше половины боевых кораблей ВМС США на Тихоокеанском ТВД имели «шрамы» и «отметины» после встреч с камикадзе. Зачастую — неоднократные. Результаты атак впечатляют.
Весна 45-го года
- Их ярость не знала границ. С бешеным упорством японцы отправлялись в последний полет, чтобы рухнуть метеоритом в море или на палубу вражеского корабля — кому как повезет. Порывы «божественного ветра» то стихали, то усиливались вновь, наполняя воздух сюрреалистическим ужасом и смрадом могильного тлена. Кипела вода, раскалялись стволы зениток, а камикадзе все шли и шли, чтоб отдать свою жизнь за великий Ниппон.
Наибольшая интенсивность самоубийственных атак была отмечена в ходе высадки на Окинаву. В тот раз японцам предстояло оборонять уже собственную территорию — в атаку было брошено все, что могло летать: новые и потрепанные «Зеро», реактивные ракетопланы «Ока», одно- и двухмоторные бомбардировщики, гидросамолеты, учебная авиатехника. Только в ходе битвы камикадзе потопили 26 кораблей противника и повредили 225, в т.ч. 27 авианосцев!
Только за одни сутки, 6 апреля 1945 г., американский флот лишился от ударов камикадзе шести эскадренных миноносцев! 7 апреля были повреждены линкор «Мэрилэнд» и тяжелый авианосец «Хэнкок». Линкор, потеряв убитыми 10 зенитчиков на верхней палубе, еще смог неделю продержаться на позиции, обстреливая берег и отбивая бесчисленные атаки самоубийц. Авианосцу с искореженной палубой пришлось немедленно отправляться на ремонт в США (вспыхнувший пожар удалось погасить ценой гибели 62 моряков, еще 72 оказались ранены и обожжены).
16 апреля 1945 оказался поврежден (уже в четвертый раз!) авианосец «Интрепид» — по счастливой случайности ущерб оказался невелик, экипаж сумел восстановить боеспособность корабля всего через три часа. Тем не менее, уже на следующий день «Интрепид» был вынужден уйти на ремонт в Сан-Франциско.
Боевая карьера героя Мидуэйского сражения — прославленного авианосца «Энтерпрайз» — внезапно оборвалась после пары встреч с камикадзе. И если первая атака (11 апреля) прошла для корабля сравнительно легко, то вторая (14 мая) оказалось фатальной — «Зеро», управляемый мл. лейтенантом Шунсуке Томиясу (тем самым, чье письмо цитировалось в начале статьи), прорвал стену зенитного огня и на полной скорости пробил несколько палуб. На корабле произошел оглушительный внутренний взрыв — носовой самолетоподъемник вырвало и подбросило вверх на 200 метров. «Энтерпрайз» простоял в ремонте до конца войны и более никогда не использовался в качестве авианосного корабля.
Страшнее всех пострадал «Банкер Хилл» — 11 мая 1945 года в результате двух атак камикадзе новейший тяжелый авианосец потерял ход, боеспособность, плавучесть и утратил всякую надежду на спасение. В огне сгорело 80 самолетов и около 400 человек экипажа. Командование эскадры рассматривало вопрос о принудительном затоплении корабля. Лишь отсутствие новых атак противника и наличие рядом десятков кораблей ВМС США позволило спасти и отбуксировать обугленную развалину к родным берегам — «Банкер Хилл» был частично отремонтирован после войны, но более никогда не использовался по своему прямому назначению. В 1947 г. был навсегда исключен из действующего состава флота.
В январе 1945 года был тяжело поврежден крейсер «Колумбия» (новейший, типа «Кливленд») — в результате двух атак камикадзе у него вышла из строя вся кормовая группа артиллерии ГК, погибло 39 человек, свыше 100 оказались в лазарете. Однако благодаря своей стойкости и высокой живучести крейсер продолжил выполнение задач в зоне боевых действий.
Примерно в то же время в заливе Лингаен под двойной таранный удар попал «Луисвилл» — крейсер «вашингтонского периода» с ослабленным бронированием. Крейсеру потребовался заводской ремонт, однако спустя пару месяцев он снова вернулся в строй. Всего в результате той атаки погиб 41 моряк, в т.ч. контр-адмирал Т. Чэндлер — бытует легенда, что сильно обожженный командующий отказался от своих привилегий и занял место в общей очереди в операционную.
Круг жертв камикадзе не ограничивался ВМС США — под удар попадал любой корабль в зоне боевых действий. Первой жертвой камикадзе считается отнюдь не американский корабль, а флагман австралийских ВМС — крейсер «Австралия» (21 октября 1944 года). Вернувшись после ремонта в строй, «Австралия» вновь попала под удар японского самолета, а всего через сутки, 6 января 1945 года она подверглась третьей по счету атаке! Но это был еще не предел — 8 января австралийцам пришлось вновь отбиваться от камикадзе (одна из бомб, сброшенных со сбитого самолета, срикошетила от воды и проделала пробоину в борту крейсера). На следующий день, 9 января, надстройку «Австралии» протаранил четвертый японский камикадзе. Несмотря на обширные повреждения и гибель полусотни человек экипажа, «Австралия» смогла остаться на плаву и после короткого ремонта ушла своим ходом на модернизацию в Великобританию.
Каждый таран оканчивался грандиозным пожаром на верхней палубе, подчистую уничтожающим припаркованную там авиатехнику, а потоки горящего бензина так или иначе проникали в ангар, где начинался огненный ад.
- Известно как минимум о двух встречах с камикадзе
Советских моряков — 18 августа 1945 года на подходе к Владивостоку был атакован танкер «Таганрог» — зенитчикам удалось отразить атаку, обломки самолета упали в море. В тот же день в районе острова Шумшу (Курильские острова) камикадзе протаранил тральщик КТ-152.
Японские летчики нанесли союзникам чудовищный ущерб. Ни один флот в мире не смог бы устоять перед «божественным ветром». Ни один, кроме ВМС США. У берегов Окинавы задействовали группировку в составе 1000 боевых кораблей и судов обеспечения, которая постоянно обновлялась на ротационной основе. Японская отвага оказалась бессильна перед такой мощью. Место поврежденных кораблей немедленно занимали новые — подчас еще более мощные и совершенные, чем те, кто уполз на ремонт.