Ошибка резидента. СССР, 1968. Режиссер Вениамин Дорман. Сценаристы Владимир Востоков, Олег Шмелёв. Актеры: Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин, Олег Жаков, Ефим Копелян, Николай Прокопович, Элеонора Шашкова, Владимир Гусев, Ирина Мирошниченко, Вадим Захарченко, Николай Граббе и др. 35,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Вениамин Дорман (1927-1988) за свою карьеру поставил два десятка фильмов разных жанров: комедий («Штрафной удар», «Легкая жизнь» и др.), приключенческих квестов («Пропавшая экспедиция», «Золотая речка») и шпионских детективов. Среди последних наибольшую популярность у зрителей имела «Ошибка резидента».
Советская кинокритика встретила эту картину тепло.
К примеру, кинокритик Ирина Кокарева хвалила фильм за то, что авторы пошли «по пути наблюдения за человеческими характерами…, создавая разветвленный и запутанный детективный сюжет, изображая самые хитроумные и умелые действия врага, расследуя причины его краха» (Кокарева, 1968: 8-9). Кокарева И. «Судьба резидента» // Спутник кинозрителя. 1968. № 11. С. 8-9.
Кинокритик Константин Щербаков в «Советском экране» отметил, что «персонажи и ситуации «Ошибки резидента», в общем, достойно выдерживают это нелегкое испытание достоверностью, неопровержимо доказывая, что психологические возможности детектива значительно шире, чем это порой принято считать. Чуть условный жанр получает здесь прочную земную основу, нисколько не теряя в том, чем он от века привлекал и интриговал. Получается серьезно и увлекательно – счастливое, но не частое сочетание» (Щербаков, 1968:4). Щербаков К. «Про шпионов» всерьез // Советский экран. 1968. № 23. С. 3-4.
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов писал об «Ошибке резидента» так: «Кроме титульной песни про березовый сок, фильм был крайне скуп на сантименты… При Брежневе впервые стали появляться фильмы, в которых бывалые мужчины «с той стороны» вчистую переигрывали чересчур полированных офицеров ГБ: за два года до «Ошибки» вышел «Человек без паспорта» с Владимиром Заманским - как и Жженов, прошедшим лагеря» (Горелов, 2019). Горелов Д. Шпион живет этажом выше // Комсомольская правда. 23.12.2019. https://www.kp.md/daily/27071.5/4141098/
В отличие от Д. Горелова, кинокритик Наталья Ларгина писала об «Ошибке резидента» в более академической манере: «В фильме Дорман остается верен своей режиссерской манере. Отрицательные герои … наполнены в первую очередь обаянием, а не идеологией. Несмотря на то, что на экране разворачиваются реалии «холодной войны», романтические настроения того времени выразились в том, что на первый план выходят отнюдь не политические мотивировки поступков героев. Мягко, через диалоги и подбор эпизодов, в ошибке резидента подчеркивается, что соревнование двух держав – это приключение, борьба умов, необходимость предвосхитить, увидеть на два шага вперед» (Ларгина, 2010: 158). Ларгина Н. Дорман Вениамин Давидович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: ВНИИК, 2010. С. 157-159.
Итак, это были мнения кинокритиков…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020
P.S. Тех читателей, кто интересуется шпионской темой в кино времен «холодной войны» отсылаю к моей книге «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей» (М., 2017). http://kinopressa.ru/library
.