Найти тему
Колхоз имени Октября

Как решали проблему запуска двигателей тракторов при дефиците аккумуляторов в СССР

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

В конце восьмидесятых у нас в совхозе стала остро ощущаться нехватка аккумуляторных батарей. Автоэлектрик совхоза, как мог, ремонтировал старые батареи, в ту пору они были такой конструкции, что можно было менять вышедшие из строя, замкнувшие и осыпавшиеся пластины в «банках». В основном старались найти батареи для К-700, так как от этих тракторов зависела вспашка полей.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Такие трактора , как Т-40, Т-25, Т-16 заводили как могли, в основном с буксира. У нас на бригаде стоял трансформатор постоянного тока от сварочного аппарата, так называемую «тещу» и утром крутили стартеры с помощью этого устройства.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Но каким - то образом главному инженеру удалось найти новые пускачи на все «сороковки», теперь они могли по необходимости глушить трактора и не жечь понапрасну соляру.

С тракторами Т-25 и Т-16 было сложнее, так как конструкцией этих тракторов не была предусмотрена установка пускача, заводились они только со стартера. Первыми кто стал использовать бензопилу «Дружба», в качестве пускача на Т-16, стали работники МТМ ( машинно тракторной мастерской). Воспользовавшись их опытом, нашли бензопилы для тракторов и рабочие зерноскладов, сантехники, короче, все кто использовал Т-25 и Т-16 почти круглогодично.

Фот о из Яндекс Картинок
Фот о из Яндекс Картинок

Матвей Степанович, старый тракторист, проработавший на одном К-700 почти двадцать лет, так же решил оживить свой старый «Кировец», который уже полгода стоял на приколе, на него уже давно не давали запчастей и тем более аккумуляторов. Но Степанович не давал его разукомплектовывать и каждое утро осматривал. Пока он был подменным трактористом, на случай если кто заболеет или уйдет в отпуск.

Видя, как стали заводить самодельными пускачами «мелкие» трактора, он выпросил у бригадира рабочий пускач с редуктором и через два дня , к нашему удивлению он все таки завел свой К-700. Долго не мудрил приспосабливая пускач, сделал площадку на крыле трактора, у стартера с помощью токаря и сварщика удлинил вал ротора, одел на него звездочку, такую же звездочку закрепил вместо пускачевской шестерни и соединил все цепью, вместо электрического «втягивающего» сделал ручное.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

На пахоте он не участвовал, но работа нашлась и ему, в основном с бочкой НЖ откачивал септики, а зимой к тому же, зацепив на навеску лопату, разгребал снег. Так и доработал до пенсии на своем старом К-700.