Многие стремятся оставить свой след на земле. Иногда этот след, выдержав масштабное уменьшение в тысячи раз, ложится на карту линией или точкой. На картах Свердловской области появилась новая линия – технологическая автодорога горнодобывающего предприятия. Дорога на Иовское плато. Она ведёт туда, откуда рукой подать до Конжаковского Камня, самой высокой вершины Свердловской области.
На всём Урале на обычном автомобиле только по этой дороге можно подняться до высоты 1100 метров и оказаться в зоне горной тундры и каменных пустынь. Теперь каждый любопытный человек получил возможность побывать в «сердце» Уральских гор. Совсем недавно этот путь, протяжённостью не менее 15 километров, занимал весь световой день и часто был непреодолим, если группа сбивалась с тропы, натыкалась на полосу лесного завала или снежную целину.
Перспектива строительства дороги и карьера на Иовском плато взволновала туристов, особенно тех, кто прокладывал свои маршруты к вершинам в 60-80-е годы прошлого века. Это волнение было связано не только с заботой о сохранении заповедного уголка природы. Получалось, что любой человек без мечты и физических усилий может прикоснуться к «нашим местам». Здравый смысл не позволил этому волнению перерасти в действия.
Обычно горнодобывающие предприятия не пускают посторонних на свою территорию, но «Дунитовой» дорогой (ей уже придумали название) пока может воспользоваться любой желающий. Десятки и сотни людей появляются ежедневно на этой дороге. Многие из них понятия не имеют об окружающем мире, довольствуются беглым осмотром окрестностей или, в лучшем случае, пытаются что-нибудь выяснить друг у друга. Сложилась странная ситуация – самый посещаемый природный туристический объект области просто фантастически не обустроен.
Историческая справка
Дорогу на Иовский перевал построило предприятие ООО «ДУНИТЫ СЕВЕРНОГО УРАЛА». Руководитель предприятия Николай Венедиктович Кузьмин всю свою жизнь занимается разработкой полезных ископаемых и строительством автодорог на Северном Урале. Он согласился дать нам небольшое интервью.
«Впервые про дуниты я узнал в 1983 году, когда на Иовское плато вертолётами стали забрасывать оборудование для разведки. Чтобы побывать на месторождении, пришлось наняться грузчиком на один рейс вертолёта. Потом случилось побывать на Свердловском заводе огнеупоров и своими глазами увидеть продукцию, которую можно сделать из дунита.
После завершения геологоразведочных работ документацию передали Богдановичскому заводу огнеупоров. Они полетали, посмотрели. Как туда добираться? И всё заглохло на долгие годы. А меня идея разработки месторождения взволновала. Месторождение отличное. Разбурено только 80 метров, а запасы – 152 млн тонн. Куда больше! Рудное тело однородное, сложности для разработки не представляет. Вскрыши всего 2 метра. Почему бы не попробовать, если никто не хочет? Параллельно стал изыскивать дорогу. Проработал 7 вариантов. Всё исходил своими ножками. По карте смотрю: вроде прекрасно. Пойдешь по местности – а там пропасть непреодолимая. Другой вариант смотришь, там гряда скал.
Когда строили дорогу и подошли к верховьям реки Серебрянки, в душу сомнения закрадывались. Как же пройдем этот участок? Говорю рабочим, давайте аккуратно, осторожно, чтобы курумник не пополз и не завалил вас. Хорошо, сделаем. И прошли. Мужики уральские – молодцы. Техники было: 1 экскаватор, 1 бульдозер и 1 самосвал. Людей всего 12 человек. Мы построили дорогу за 11 месяцев. Знающие люди удивляются. Много неровностей – «стиральная доска». Сейчас расширяем дорогу и подсыпаем щебнем. А стоит ли ее улучшать? Самосвалы на спуске более 20 км не развивают из-за ограничений горного тормоза, вверх тоже особо не разгонишься. Это палка о двух концах. Будет ровная дорога, начнут гонять по ней.
По дороге очень много людей ездит. Со всей страны, иностранцы. Чтобы подняться в горы без этой дороги, нужно лошадиное здоровье. И ничего не видишь, пока целый день по тайге пробираешься. Красоты этой. А с дороги наблюдаешь великолепие гор и начинаешь понимать, что такое Урал. Среди старых туристов есть противники этой дороги. Сейчас их меньше.
Хорошо, что сейчас любой, даже инвалид, может потихоньку подняться на Серебрянский, Конжаковский Камень. Вот она, Уральская Швейцария! Есть прекрасное место на перевале между горой Трапеция и Серебрянским Камнем. Можно поставить туристический поселок».
За короткий срок Дунитовой дорогой воспользовалось множество людей. Кто побывал на этом маршруте, обязательно захочет вернуться, пригласить с собой родственников, друзей, учеников. Невозможно не гордиться такими местами. Все прелести путешествия можно испытать, побывав там минимум дважды: в плохую погоду и солнечным тихим днём и, желательно, в каждое время года.
Что же дальше будет с дорогой? По пессимистическому сценарию, владельцы дороги, органы надзора или местные власти не выдержат всех тех безобразий, которые обычно сопровождают массу неорганизованных людей: помехи движению рабочего транспорта, порча и хищение материальных ценностей предприятия, ДТП, мусор, незаконные порубки, возникновение пожаров, варварское уничтожение растительного и животного мира. Тогда на дороге появится шлагбаум.
Хотелось бы верить, что всем миром удастся превратить район Конжаковского Камня в центр активного отдыха и спорта, центр познания и охраны природы, в один из символов нашей малой Родины. Сделано самое трудное – построена дорога.
Оригинал статьи размещен в апрельском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/04/38
автор Пудовкин Александр Егорович