Во многих статьях и справочниках можно прочесть, что «летнее» время впервые было введено в 1908 году. Но это неправда. Тогда появилось не само «летнее» время, а всего лишь идея о возможности такового.
Живший в начале XX века лондонский бизнесмен Уильям Уиллетт летом вставал очень рано и ехал осматривать принадлежавшие ему строительные площадки. Его возмущало, что в эти прекрасные утренние часы большинство сограждан еще спят (был он, видимо, ярко выраженным «жаворонком», да только в те годы деления на «жаворонков» и «сов» еще не существовало, и некому было объяснить Уиллетту, что не все люди похожи на него).
В 1907 году Уиллетт придумал, что надо сделать. «Для улучшения самочувствия и жизнерадостности» лондонцев он предложил в каждое из четырех воскресений апреля переводить стрелки часов вперед на 20 минут, а в сентябре таким же образом возвращать их назад. В обоснование своей идеи он писал: «Почти на протяжении полугода Солнце каждый день освещает Землю в те часы, когда мы еще спим, и быстро приближается к горизонту, пройдя свой путь на запад, когда мы возвращаемся домой после трудового дня...». Но кроме повышения жизнерадостности это привело бы, по мнению Уиллетта, к значительному уменьшению расхода энергии на освещение: при ее стоимости 0,1 пенни в час это сэкономило бы горожанам 2,5 млн фунтов стерлингов.
Предложенный им законопроект о переводе часовой стрелки был внесен на заседание английского парламента в 1908 году. Депутаты всерьез обсуждали его, но все же отвергли в третьем чтении. Повторные попытки голосования за этот билль в следующие годы тоже ни к чему не привели.
Все изменилось с началом Первой мировой войны. Тяжелый экономический кризис заставил в 1916 году многие европейские страны перевести стрелки часов на час вперед. Ни о каком «повышении жизнерадостности» при этом никто уже не думал. Цель реформы, действовавшей с весны по сентябрь, - более полное использование дневного света для сбережения расходов топлива на освещение. На «летнее» время перешли сразу 10 стран: Германия, Австро-Венгрия (1 мая), Голландия, Люксембург (3 мая), Дания, Норвегия, Швеция, Англия, Италия (с 10 по 30 мая) и, наконец, Франция (14 июня). Осенью часы в этих странах снова возвратили к поясному времени, а следующей весной опять перевели вперед.
Тяготы экономического положения заставили и Россию обратиться к идее «летнего» времени. Уже в 1916 году эта мера стала предметом обсуждения в Совете министров, но была тогда отклонена. А вот после Февральской революции Временное правительство ввело-таки летнее время.
Отечественным инициатором законопроекта стал Яков Исидорович Перельман. В 1909 году он окончил Императорский лесной институт в Петербурге, а начиная с 1904-го служил в издательстве П. Сойкина ответственным корректором учебных и научных книг. Впоследствии сам Перельман стал знаменит именно как автор научно-популярных книг по многим отраслям знания, в том числе по физике, математике и астрономии.
С 18 декабря 1916 года Перельман служил в петроградском «Особом совещании по топливу» в должности младшего помощника делопроизводителя. Сразу после Февральской революции, 4 марта 1917 года, его докладная записка «О переводе часовой стрелки, как мере к сбережению топлива для освещения» попадает в правительство. В ней он давал астрономическое разъяснение предлагаемой меры: рабочий день городских жителей «несимметричен относительно полдня: мы начинаем работать в 8 часов утра, за 4 часа до полдня, и ложимся спустя 12 часов после полдня. Поэтому весной и летом остаются неиспользованные светлые часы раннего утра, взамен чего приходится по вечерам прибегать в течение лишних часов к искусственному освещению. Перевод часовой стрелки, в летнее время, на час вперед до некоторой степени исправляет это несоответствие...».
Идея правительству понравилась. 19 апреля 1917 года министр иностранных дел доложил министру-председателю Г. Е. Львову: «Великобританское Посольство препроводило мне тексты законодательных актов о переводе летнего времени на один час вперед и документы, разъясняющие цели этого закона, и результаты, достигнутые его применением в 1916 году /.../ в интересах обороны было бы крайне полезно принять в России подобную же меру».
Впрочем, проект имел как сторонников, так и противников. 29 мая товарищ министра почт и телеграфов Чернышев писал: «Из иностранной литературы видно, что рабочие недовольны повсеместно этой мерой. Проект проводится без всякого сношения с рабочими организациями...».
Поэтому лишь 27 июня 1917 года (когда часть экономической выгоды была уже упущена) Временное правительство приняло соответствующее постановление: «Перевести повсеместно в России, в период времени с 11 часов ночи 30 июня по 12 часов ночи 31 августа 1917 года, исчисление летнего времени на один час вперед, с тем, чтобы мера эта в 1918 году была осуществлена с 1 марта по 1 сентября». Его подписали министр-председатель князь Львов и временно управляющий Министерством торговли и промышленности В. Степанов.
Но, согласно этому постановлению, срок действия «летнего» времени должен был закончиться 31 августа, в то время как Перельман предлагал ввести его до конца сентября. Поэтому Перельман продолжал подавать свои докладные записки, в результате чего 17 августа правительство продлило действие «летнего» времени до 1 октября. Несколько позже, 16 сентября, оно неожиданно постановило продлить его и далее, «впредь до особого распоряжения Правительства».
Этого Перельман и никто другой из астрономов не предлагал, так как зимой световой день настолько короток, что освещать помещения придется все равно - не вечером, так утром. Но, наверное, правительство посчитало, что в условиях взрывоопасной революционной ситуации не стоит лишний раз провоцировать народ еще и переводом стрелок.
В результате в Октябрьскую революцию страна вступила, пребывая не в нормальном местном, а в условном «летнем» времени. Возврат к нормальному времени произошел только в конце года. Декрет, подписанный 22 декабря председателем Совнаркома РСФСР В. И. Лениным, гласил: «... предписывается вернуться к обычному счету времени. В определенный момент, именно 27 декабря 1917 г. в 12 ч. ночи /.../ показания всех часов, одновременно по всей России, исправляются переводом часовой стрелки на один час назад».
В первые годы советской власти для экономии энергии стрелки часов также периодически передвигались, и страна часто жила то на один, а то и на два часа впереди астрономического времени, причем не только летом, но частенько и зимой. Но после окончательного перехода на международную систему часовых поясов (1924 год) катавасия с переводом стрелок завершилась, и страна жила четко по поясному времени до конца 1920-х, пока эпоха индустриализации не заставила вновь вспомнить о «временном» методе экономии энергии.
Но это уже совсем другая история...
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.