Найти тему
Форвита ТВ

Муниципальный контракт с пометкой «кидалово»

Как радовались жители деревни Лахтеево Смоленского района, когда после многих лет хождения по инстанциям к этому населенному пункту начали строить дорогу. Но мечта пока остается мечтой: дорога построена еще в прошлом году, но в эксплуатацию так и не принята. Как нам удалось выяснить, всему виной – подковерные игры должностных лиц Смоленского района.

Контракт «за спасибо»

Тендер на строительство подъездной автодороги Русилово – Монастырщина к деревне Лахтеево выиграла дорожно-строительная компания ООО «Мастер». Муниципальный контракт был заключен 22 октября 2019 года. И уже 25 октября дорожники приступили к строительству объекта. Работы шли «с нуля» в чистом поле.

Практически сразу обозначились нюансы – явно не в пользу исполнителя контракта. Согласно техзаданию, протяженность дороги 1100 метров, а на местности получалось 1300 метров, то есть + 18 процентов бесплатно – вот такая промо-акция! Потом выяснилось, что изначально сумма контракта предполагалась почти вдвое больше – 33 млн рублей вместо нынешних 18,1 млн.

Как такое возможно в век лазерных измерительных приборов и умных вычислительных программ?

Все просто: человек умнее и хитрее беспристрастной электроники, а если еще и при должности – надавить может. Так, в 2018 году администрация Смоленского района рекомендовала проектной организации (предположительно, под угрозой непринятия работ) занизить на 200 метров расстояние и изменить локально-сметный расчет – с 33 млн до 18 млн 100 тысяч рублей. Из расчета проектировщики убрали сумму по доставке материалов на объект. А это едва ли не половина стоимости работ. Только одного песка, по словам руководителя ООО «Мастер», было доставлено 21,5 тыс. кубометров. Если в среднем в один самосвал вмещается 15 кубов, то нетрудно посчитать, что только подушка под будущую дорогу обошлась подрядчику в 1500 рейсов большегрузов. А потом был щебень!..

Далее дорожников ждал очередной подвох, в результате которого строительство дороги вместо одного месяца растянулось на два. Конечная точка объекта – 1100-й метр – не попадала в деревню Лахтеево – до нее еще было 200 метров. Вдобавок ко всему, из-за особенностей местности за конечно точкой дороги следовал обрыв высотой в 4,5 метра. Получилась дорога в никуда. И тут администрация Смоленского района попросила подрядчика «чисто по-человечески» достроить те самые «промо-метры». Они для дорожников стали самыми сложными: местность возле деревни оказалась заболоченной, а это был конец ноября – самая слякоть.

Техника ломалась, но опытные строители шли вперед, и вот, наконец, 22 декабря объект был готов к сдаче.

«Заморозились»

22 декабря на объект выехала приемная комиссия – порядка 30 человек, включая представителей заказчика, областного департамента по транспорту и дорожному хозяйству, объединенного народного фронта, районного ГИБДД.

- Данный объект они у нас не принимают, - рассказывает руководитель ООО «Мастер» Эрик ПЕТРОСЯН. - Договор у нас без аванса, то есть, по сути, объект мы построили за свой счет. Оплата должна была поступить через 30 дней после подписания актов выполненных работ, но ни один из актов по этапам работ до сих пор не подписан. Например, мы начинали свою работу с установки осей по объекту, разрабатывали грунт. Все, как требует проект. Замечаний по качеству материалов не было. Но эти работы тоже почему-то не приняты заказчиком. Нам предъявили претензию, что фактические высоты объекта занижены. И еще – не укреплены откосы. Но на дворе – декабрь, а откосы укрепляются посевом луговой травы. Ни один подрядчик не смог бы получить всходы в декабре - разве что в сказке. Мы обращались в профильный департамент, и там согласились, что укреплять откосы следует в вегетативный период, то есть весной. Мы не настаиваем на подписании акта по откосам – доделали бы весной и подписали бы. Но по остальному…

Согласно муниципальному контракту, если выявлены недостатки в работе, составляется двусторонний акт, заказчик устанавливает разумные сроки, а подрядчик должен исправить тот участок, где выявлены недостатки. Но в письменном «мотивированном отказе» я увидел размытые формулировки: «…работы выполнены согласно документации не в полном объеме, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемые для муниципального заказчика сроки».

Примечательно, что со стороны заказчика на каждом этапе работ присутствовал представитель строительного контроля (ООО «ЖДК») В.И. Бельчиков. Существенных недостатков должностное лицо не выявило и никаких предписаний об устранении недостатков подрядчику не направлялось. Есть даже Акты освидетельствования скрытых работ за подписями представителя стройконтроля В.И. Бельчикова и главного инженера проекта Ю.В. Корнеева. Согласно документам, «…подрядчиком выполнены работы качественно и в полном объеме согласно контракту, проектной документации, сметным расчетам и техническому заданию». Теперь эти документы заказчик игнорирует.

Подрядчик ООО «Мастер» неоднократно отправлял письма заказчику – администрации Смоленского района. Но там навстречу никто, похоже, идти не собирается. Сейчас в суде находится иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту. В судебном заседании представитель заказчика ведет себя странно: не отказывается от приемки работ, но и принимать не желает. Мол, мы не против подписания актов, но только после того, как пройдет судебная экспертиза, и суд вынесет решение о взыскании данной суммы. Вопросы для экспертизы заказчик ставит иные, не связанные с претензиями в «мотивированном отказе». В своем отзыве на исковое заявление администрация предоставила акт контроля проверок отметок высот. Это проверка не является законной, потому что, согласно документу, ее делал кадастровый инженер, а не геодезист. Такую проверку эксперты должны были проводить вместе с представителями подрядчика, потому что геодезическую разбивочную основу ГРО делала именно подрядная организация, так как заказчик не предоставил геодезических реперов, выпустив дорожников «в чисто поле». Как эксперт проводил измерения отметок без геодезической разбивочной основы? Под чью диктовку инженер писал заключение, если в разговоре с дорожниками (запись телефонных переговоров есть. – Ред.) он сказал, что все отклонения находятся в пределах допустимого?


* * *

Что дальше? Подарить заказчику объект? Но 18 миллионов на дороге не валяются, хотя в данном случае – деньги вот на этой дороге и остались. Они засыпаны, утрамбованы, и взять их не представляется возможным. А ведь это зарплата рабочих, расчет за нерудные материалы, затраты на ремонт и обслуживание техники. Самой строительной фирме тут нет никакой прибыли – учитывая навязанную «промо-акцию» с расстоянием до деревни и «бонус» по доставке стройматериалов, фирму попросту обманули...

Дорожников использовали «в темную»

Строить эту дорогу планировали еще 30 лет назад. Но с развалом СССР о ней забыли. Однако жители деревни Лахтеево добились своего – в 2012 году Смоленский областной суд вынес решение о строительстве дороги, поскольку права людей, отрезанных от цивилизации, были ущемлены. Таким образом, крайней оказалась муниципальная власть, имеющая и без того скудный бюджет. Поэтому нужно было изобрести способ, чтобы и решение суда выполнить, и денег не заплатить. О том, что контракт заведомо был с пометкой «кидалово», говорит следующий факт. Как явствует из ответа Счетной палаты на запрос подрядчика, деньги из областного бюджета на софинансирование дороги до Лахтеево даже не были заказаны районной администрацией. Потому что свою часть средств она выделять не собиралась. По правилам же – средства из области приходят лишь тогда, когда муниципалитет выделит свою долю.

Теперь, в связи с невыполнением Заказчиком обязательств по оплате выполненных работ в срок, предусмотренный муниципальным контрактом, ООО «Мастер» не имеет возможности рассчитаться по своим обязательствам (кредиты, поставка материалов, ГСМ, транспортные услуги, выплата заработной платы и другое), а также по уплате НДС, сумма которого - 2 473 378 рублей.

И немного криминала

Жители деревни Лахтеево начали было пользоваться построенной дорогой. Но, поскольку фактически она не принята заказчиком, руководство ООО «Мастер» приняло решение перекрыть новый объект до его сдачи в эксплуатацию. Ведь при каком-либо несчастном случае сядет в тюрьму именно подрядчик, несущий ответственность за безопасность на объекте. На въезд и выезд установили заградительные блоки и обеспечили видеофиксацию местности. Но на следующий день бетонные конструкции оказались поломанными. Представитель ООО «Мастер» заявил в полицию. Приехала опергруппа, зафиксировала факт ущерба, который составил примерно 30 тысяч рублей. Сейчас заявление дорожной компании находится в работе в следственном комитете.

Также оказались поломанными и дорожные знаки, запрещающие движение по несданному объекту.

Чтобы не тратиться на новые бетонные блоки, дорожники загородили проезд грузовиком-бытовкой. Местным жителям это не понравилось (хотя в деревне официально зарегистрирован один человек, все остальные – дачники или приезжие). Пошли жалобы в администрацию, но там людей «отфутболили» к дорожникам: плохо построили – с них и спрашивайте!

И тут в сюжете появляются люди в погонах. Установленные видеокамеры зафиксировали, как к перекрывающей объект автомашине подъехали сотрудники ГИБДД. Затем появился трактор, который оттащил грузовик подрядчика в сторону, открыв проезд. Инспекторы установили наблюдение за съездом на дорогу. Интересно, по чьему указанию?

Руководитель ООО «Мастер» Эрик Петросян распорядился вернуть заграждение на место, но, едва грузовик поставили поперек дороги, полицейские забрали у водителя права и, по его словам, отказывались вернуть документы, пока тот не откроет проезд. Тогда за руль заградительной машины сел сам Эрик Петросян, руководствуясь законом и здравым смыслом. И тут же был задержан за неповиновение представителям правопорядка! В итоге Эрик Леваевич отделался 500-рублевым штрафом, потеряв целый рабочий день. Сейчас юрист подал апелляцию на наложение взыскания.

* * *

Противостояние подрядчика и муниципалитета продолжается. Хитрая тактика чиновников, по которой «на халяву» исполнено решение суда о строительстве дороги и заработаны положительные очки перед лахтеевцами, ударила по бюджету десятков семей дорожников и обрекло компанию-подрядчика на огромные убытки. Если подобное войдет в практику, Смоленщина потеряет строительную индустрию. Кстати, по данным Смолстата, в 2019 году число строительных организаций в регионе сократилось в три раза. Неутешительно…

Владислав БЛАГОВЕСТОВ.

Фото из архива ООО «Мастер»