Под аудитом охраны труда понимают проверку мероприятий, связанных с обеспечением охраны труда в организации, а также определение степени соответствия проводимых мероприятий действующему законодательству, и нормативно-правовым актам, содержащим требования к обеспечению охраны труда.
Цели и задачи аудита охраны труда
Большинство людей считает, что аудит охраны труда направлен на поиск конкретных нарушений в деятельности должностных лиц или работников предприятия. Но на самом деле целью аудита является не поиск нарушений для последующего наказания ответственных лиц, а поиск несоответствий системы охраны труда установленным законодательными актами требованиям для оценки качества проводимых мероприятий и поиска методов для дальнейшего развития и модернизации системы управления охраной труда.
Задачами аудита или проверки охраны труда являются выявление ошибок в системе трудовой деятельности и разработка планов мероприятий, направленных на корректировку и профилактику отрицательных результатов.
В связи с этим непосредственными целями аналитической работы выступают:
1) Сбор информации о конкретных рабочих процедурах – на данном этапе производится сбор документов, наблюдение за деятельностью работников, получение результатов исследований;
2) Тестирование системы охраны труда – проверяется функционирование системы охраны труда для поиска элементов, функционирующих с отклонениями от нормы.
На предприятии экспертное исследование может проводиться как независимыми специалистами, не входящими в штат предприятия, так и экспертами, являющимися работниками данного предприятия. Как показывает практика, аудит, осуществляемый специалистами, не входящими в структуру предприятия, наиболее полно и достоверно анализирует систему управления охраны труда. Связано это с незаинтересованностью специалистов и чёткостью поставленной задачи.
Конечная цель аудита - модернизировать систему охраны труда на предприятии для недопущения нарушений в будущем и прохождения последующих проверок охраны труда государственными органами.