Творчество Сергея Малкова настолько самобытно и необычно, что давно привлекает к себе внимание горожан, большинство их которых впервые познакомились с его фотоработами лет 10 назад. Произошло это даже как-то внезапно – то там, то здесь стали выставляться его работы: яркие, оригинальные будь на них простой мох, сосновые шишки или привычный пейзаж. Огромные фотографии размера с газетный разворот и больше появлялись в картинной галерее Восток, во Дворце автомобилестроителей и в выставочном зале ЮУрГУ.
Классный фотограф
Фотографировать, как говорит Сергей, он научился сам. Будучи школьником самостоятельно замешивал растворы, не покупал ни проявителя, ни закрепителя. В своем классе он был самым «популярным» фотографом. Дома лежат снимки того времени. Теперь это уже история. Многих одноклассников уже нет в живых, а на фотографиях – вот они.
Однажды, побывав на свадьбе у одноклассницы, успел очень быстро напечатать фото. Примерно, в три часа дня закончилось бракосочетание, а в семь вечера он пришел на застолье с пачкой напечатанных фотографий. Сейчас, когда, каждый снимок можно посмотреть на экране сразу после съемки, тяжело даже представить сколько тогда для этого требовалось труда и умения!.
– Это было какое-то сумасшествие! Никто не верил, – рассказывает Сергей. – Я прибежал домой, успел проявить пленку и высушить. А потом напечатать, промыть и отглянцевать фотографии…
Кстати, в то время все делали черно-белые фотографии, а дядя Сергея, который служил в Германии, печатал цветные! И племяннику тоже захотелось заняться цветной фотографией!
Мечту удалось воплотить только в 90-х, а полностью реализовать в 2000-х, когда в продаже появились цифровые фотоаппараты. В 2001-м купил 2-х мегапиксельный «Casio», который имел оригинальную конструкцию, как бы «переламывался» пополам. Тогда такой «цифровик» казался фантастическим воплощением мечты. С тех пор о творчестве и фотоувлечении Сергея и стали узнавать миасцы. Первая выставка была из маленьких фотографий 20х30см в большом зале Дворца автомобилестроителей. Именно тогда родилась мысль «сшивать» фотографии и выставлять уже панорамные изображения, составленные из 3-5 снимков.
В далеких южных странах
– Я очень люблю природу, – рассказывает Сергей. – Люблю макросъемку, пейзажи. Первый мой крупный фоторепортаж получился после поездки на Заилийский Алатау. Впечатлило. Утром мы были в жаркой Алма-Ате, а уже в середине дня оказались на высоте 3500 метров. Рядом горные вершины и снежные шапки. Там я впервые сделал огромное количество интереснейших цифровых фото.
Позже было путешествие по Непалу. Кстати, его Сергей до сих пор считает одним из самых ярких. Дело в том, что в Непале тебя никто не ограничивает. Приехал, поставил штампик в паспорте в аэропорту, и гуляй, где хочешь. Красота!
За последние годы С.Малков посетил более десятка стран мира, и в каждой нащелкал тысячи фото. Фотографировал фьорды Норвегии, горы в Монголии, древний город Инков Мачу-Пикчу,
Большой Каньон в США и многое другое. Недавно, вот, вернулся из Тайваня, где с челябинцем Федором Лабутиным прошел по следам российского путешественника Павла Ибиса. Так двое уральцев рассчитывают привлечь внимание к уникальной странице истории Российско-Тайваньских связей и восстановить доброе имя забытого русского путешественника, который в 1875 году смог пройти с южной оконечности острова Формоза до северной.
Потеряться в Тайване легко
Удивительная страна Тайвань. Огромное количество народу, всевозможных магазинов, базаров. Но, несмотря на это здесь очень легко потеряться. Все надписи только иероглифические. Разобраться в них сложно, а для обычного русского человека, который по-китайски ни-ни, просто невозможно. Никто не разговаривает по-английски. А китайский язык звучит настолько непривычно, что даже просто повторить какую-то фразу так, чтобы тебя поняли, практически невозможно.
– У нас, жителей России, совсем другое восприятие гласных звуков, мы просто не слышим необходимых нюансов произношения и поэтому нас не понимают, – объясняет Сергей. – Например, рядом стоит человек и учит тебя, как правильно сказать название улицы. Наконец, с десятой попытки, ты его выговариваешь, тот довольно кивает головой, но через пять минут повторить эти слова, так, чтобы тебя поняли уже невозможно.
Простая ситуация – приобретение железнодорожного билета. Сколько бы ты не повторял русскую транскрипцию названия станции, тебя не поймут. Не помогает и язык жестов. Единственный способ передвигаться по стране – это написать иероглифами на бумаге названия всех мест, до которых нужно добраться.
Сфотографируешь – похитишь душу
Как относятся местные жители в разных странах к тому, что их фотографирует иностранцы?
По-разному, объясняет Сергей. В Южной Америке, например, считается, фотограф своим аппаратом похищает частичку души того, кого фотографирует.
– Путешествовал в Андах. Наша компания отдыхала на лужайке недалеко от дороги. Метров за 30 идет человек. Обычный крестьянин с ослом на веревочке. Кто-то из нашей группы его сфотографировал, – рассказывает Сергей. – Так тот не поленился, сошел с дороги, взял лопату и громко ругаясь и замахиваясь пошел на фотографа. Это было очень неожиданно. Только быстрая упаковка фотоаппарата и очень покорная поза фотографа смогла потушить начинающийся конфликт.
Китайцы, напротив, очень любознательные и почти всегда готовы позировать. Достаточно просто показать, что ты хочешь сделать фото. В ответ будет улыбка, еще и рукой приветственно помашут. А вот в Европе пожилые люди отворачиваются, не хотят попадать в кадр.
Цветовое зрение
– У меня с детства было очень хорошее зрение, а это важный фактор для фотографа, – считает Малков. – В свое время, с проспекта Макеева, в хороший день я видел не только веточки на деревьях на вершине Ильменского хребта, но и крупные листья. Сейчас, к сожалению, уже не так. Глаз обычного человека различает около 150 основных цветов, глаз тренированного профессионала 10-15 тысяч цветов, а в идеальных условиях до нескольких миллионов. Так
случилось, что я очень хорошо вижу цвет и оттенки, поэтому, наверное, так люблю именно цветную фотографию.
60 километров по горам? Легко.
Еще одно увлечение Сергея – туристические пешие походы, которые он просто обожает. Говорит легко может зайти утром в национальный парк «Тананай», обойти Откликной, Двуглавую, Круглицу, Киалимский кордон, пройти вечером через Северные Печи и вернуться в машгородок. Или же другой вариант. Двинуть на Ицыл, отдохнуть там 2 часа, а потом вернуться в Миасс. Может быть, поэтому ему особенно нравится снимать лес, горные пейзажи, реки…
– Я более склонен к одиночеству. Я запросто могу прожить один в лесу целый месяц. Мне это доставит большое удовольствие, – объясняет фотограф. – Другие и дня не могут без цивилизации, а я запросто.
P.S. В последние несколько лет Сергей ведет фотошколу и передает секреты мастерства всем желающим научится фотографировать как он. Часто удачно увиденный сюжет лишь начало долгого процесса получения интересной фотографии. Чтобы ее сделать, нужно не только уметь фотографировать, правильно пользоваться фотоаппаратом, но и умело работать в фотошопе.
– Очень редко, когда можно обойтись без какой-то одной стадии, – уверяет Сергей. В этом году, я сделал тысячи снимков, но всего лишь один получился так удачно, что попал в финал конкурса «Фотограф года» без каких-либо доработок.
Отправляясь в лес, он всегда берет с собой ножницы. По его словам, это главный предмет в макросъемке, которым можно легко «выстричь» все лишнее.
Фотография для С.Малкова лишь хобби, которое не приносит никаких доходов. Поэтому можно только удивляться тому, с каким упорством он готовит очередную выставку, вернувшись из путешествия. Печать фотографий стоит немалых денег, но, видимо, ему так хочется поделиться с окружающими своими впечатлениями, что затраты его не останавливают. Наверное, это и есть его особый благотворительный путь.
Владимир Мухин