Повесть Н. С. Лескова «Левша» – одно из самых известных произведений писателя. Она входит в школьную программу, ее название стало нарицательным, а многие фразы из текста прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
В 1878 году Лесков провел лето на даче у Н. Е. Болонина, где предположительно и услышал историю о мастере-самородке. Прототипом лесковского героя принято считать тульского мастера Алексея Михайловича Сурнина, который был отправлен за границу для учебы и наблюдения за работой тамошних специалистов. Сурнин пробыл на чужбине несколько лет, работал на одном из ведущих заводов, после чего вернулся в Россию и успешно делился полученными знаниями с сослуживцами.
Лесков существенно доработал услышанную историю, развернул сюжет, добавил многие детали. На это ушло несколько лет. В результате повесть появилась отдельным изданием лишь в 1882 году.
Лесков объединил в своей повести реальные факты и вымысел, поэтому «Левша» – ни в коем случае не пересказ услышанного, это полноценное художественное произведение.
Кратко напомним сюжет книги. Англичане преподнесли Александру I необычный подарок: механическую блоху, которая умела танцевать. Царь подивился искусности заморских мастеров, но со временем забыл об игрушке. Чудо-блоху после смерти Александра нашел его преемник Николай Павлович. Узнав секрет «нимфузории», он поручил русским мастерам дать ответ англичанам, потому что был уверен: русские мастера не только не уступят иностранцам, но и превзойдут их. Казак Платов дает это важное задание трем тулякам, один из которых носит прозвище Левша. Тульским оружейникам удалось подковать блоху и даже выковать свои имена на подковках, что поразило всех без исключения. В результате Левша едет за границу «по обмену опытом», проводит там некоторое время и возвращается в Россию. Жизнь его оканчивается трагично: по дороге домой он спорит со шкипером, кто кого перепьет, и выигрывает этот спор ценой собственной жизни.
Новаторский мультфильм И. Иванова-Вано
В 1964 году по мотивам повести «Левша» режиссер Иван Иванов-Вано создал одноименный мультфильм. В своей книге «Кадр за кадром» режиссер признавался, что произведение Н. С. Лескова привлекло его колоритом русского народного сказа, а также любовью автора к русскому народу, его душевности, таланту, сердечности. Для Иванова-Вано выбор произведения стал также способом объяснения в любви России и русскому человеку. Неслучайно в мультфильме есть посвящение: «Замечательным русским умельцам прошлого, настоящего и будущего посвящается этот фильм».
Следует сказать несколько слов об Иване Иванове-Вано, культовом режиссере своего времени. Он родился в 1900 году в многодетной крестьянской семье: отец – сапожник, мать – неграмотная крестьянка. Мальчик с раннего детства увлекся кукольным театром, при этом сам придумывал и изготавливал кукол и декорации самодеятельных спектаклей. Кукол мальчик вырезал из картона, а сценки разыгрывал прямо на печке, освещая импровизированную «сцену» свечками и лампадками. Огромное влияние оказал на Ивана муж его старшей сестры Константин Спасский, который посоветовал талантливому подростку поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (с 1920 года — ВХУТЕМАС), где в то время сам преподавал.
Иванов-Вано попал в надежные руки: его преподавателями были Ф. Фаворский и И. Машков. Во ВГИК же его «перетащил» не кто иной, как Владимир Сутеев. Изначально Иванов-Вано не думал о создании собственных фильмов, его вполне устраивала роль художника. Именно в этом качестве он участвовал в создании первого советского мультфильма «Китай в огне». А вот в качестве режиссера-постановщика он создал первый советский мультфильм для детей «Сенька-африканец». В 1936 году Иванов-Вано переквалифицировался в режиссера, пройдя специальные курсы, после чего стал работать на этом поприще. «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев» – постановщиком этих и других лент является И. Иванов-Вано.
В 1960 году режиссер перешел в Объединение кукольных фильмов, где и был создан один из самых известных его мультфильмов – «Левша».
«Я понял, что кукольная мультипликация таит множество еще не использованных возможностей. Я очень долго приглядывался, присматривался, изучал метод съемок и конструкции кукол, а потом решился и перешел в Объединение кукольных фильмов. Мне казалось, что именно там я смогу осуществить свое давнишнее желание экранизировать «Левшу» Лескова. Конечно, я мог бы этот фильм поставить и в графической мультипликации, но тогда мой замысел не осуществился бы полностью. Производство рисованного фильма с его поточным методом работы, изготовлением разными художниками нескольких тысяч рисунков не позволило бы мне использовать богатый народный орнамент на костюмах персонажей, в декорациях и в реквизите. А между тем именно в этом и заключалась особенность задуманного мною изобразительного решения «Левши», в основу которого положен русский лубок и гравюры первой половины XIX века», – вспоминал Иванов-Вано.
Он обдумывал замысел мультфильма «Левша» в течение тридцати лет. Он хотел выбрать оригинальную технику, которая в полной мере передавала бы суть произведения Лескова. История Левши не должна была превратиться в слащавую сказку, но в то же время она и не должна была лишиться своей сказочной составляющей. В результате за основу режиссер взял художественный строй русского лубка. В свою очередь лубочные мотивы переплетались с мотивами старинных гравюр (царский дворец и все, что с ним связано) и с мотивами английских гравюр (иностранная линия).
В этом и состояло новаторство: посредством пересечения этих мотивов режиссер пытался показать диалектику души героя, развитие его характера. Этот опыт не имел аналогов в истории мультипликации, в «Левше» зрители впервые наблюдали за душевными исканиями персонажа.
Обратите внимание и на цветопередачу: каждый эпизод имеет свой предпочтительный цвет. В сценах с Александром I цвет темнеет, в сценах с Николаем – преобладают цвета военных мундиров, а в финальных сценах смерти Левши цветовая гамма и вовсе становится черно-белой. Таким образом, цвет способствует эмоциональному восприятию произведения.
Одним из художников-мультипликаторов проекта был Юрий Норштейн, впоследствии автор непревзойденного «Ёжика в тумане» и других культовых лент. Именно Норштейну принадлежит идея снимать «Левшу» в технике перекладки (художник перекладывает плоских кукол-марионеток на нарисованном фоне). И именно Норштейн полностью отрисовал чудесный танец блохи в этом мультфильме.
Запомнились съемки «Левши» Норштейну и еще по одной причине: именно на этой картине состоялась его встреча с Франческой Ярбусовой, его будущей женой и многолетним творческим партнером.
Среди создателей картины хочется отметить и Дмитрия Николаевича Журавлева, выдающегося мастера художественного слова, Народного артиста СССР, который блистательно прочел в картине авторский текст.
За мультфильм «Левша» режиссер получил премию имени братьев Васильевых, а сама лента стала в 1964 году призером Лейпцигского международного кинофестиваля короткометражных и документальных фильмов.
В нашем издательстве повесть «Левша» вышла с замечательными иллюстрациями заслуженного художника России Михаила Федоровича Петрова. Гротескные, юмористические, эмоциональные рисунки прекрасно дополняют лесковский текст и вместе с безупречной полиграфией превращают книгу в чудесное подарочное издание.
Издание Н. С Лескова "Левша. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе" с иллюстрациями М.Ф. Петрова на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.