На этот раз наш путь лежал по Дмитровскому шоссе в сторону старинного города в Тверской области Кимры, известного как бывший центр Российской обувной промышленности.
Дорога шла размеренно пока в районе населенного пункта Орево, боковым взглядом я не уловил на берегах канала имени Москвы апокалиптическую картину. В чистом поле заброшенные памятники советской эпохи. Выглядит все так, как будто позавчера здесь был пионерлагерь, а вчера всех призвали на войну а лагерь стерли с лица земли.
Через канал можно перебраться по деревянному пантонному мосту, местами весьма потрепанному, но удержавшему мои 100+ кг.
В целом место очень атмосферное.
Добравшись до границы с Тверской области прямо на окраине Дубны мы поняли что попали в Россию, Москва кончилась. Ровно за знаком почувствовался контраст дорожного покрытия, вернее его частичное отсутствие.
Уже на въезде в город стало понятно, что приехали не зря. Проездная улица усыпана объектами в стиле деревянный модерн, естественно большинство не в лучшем состоянии.
В самом центре города нас интересовал краеведческий музей, благодаря которому мы планировали ознакомиться с местной историей и потом приступить так сказать к осмотру. Но наш взгляд привлек разрушенный складской комплекс на ул. Володарского, буквально в 2х минутах пешего шага от музея. Строение весьма масштабное, но от него остались только стены. Стоит отметить что место никак не огорожено, при этом представляет довольно серьезную опасность.
В окрестностях можно найти множество старинных электрических столбов, многие из которых до сих пор используются по назначению
Ровно через дорогу располагается главное здание фабрики, оно хоть и обнесено забором, но вход свободный.
Стоит отметить что на территории много провалов и видны остатки подземных коммуникаций.
Музей нас порадовал несколькими вещами
1. Можно фотографировать
2. Качественная экспозиция на которую не жалко пары часов времени
3. Поскольку это было 8 марта прямо в вестибюле работницы накрыли стол с домашними угощеньями и душевно вели беседы о культуре)
Специально ограничил количство фотографий из музея, чтобы было интереснее посетить его.
В нем вы сможете узнать все об обуви, истории города, о том как Петр первый заказал миллион пар для нужд армии, о быте села и города, несколько интересных фактов из жизни Туполева, а также ознакомиться с бесподобными работами местного резчика по дереву, запечатлевшего быт населения 18-19 веков.
Пройдя на ул. Кирова можно обнаружить три подряд интересных здания, в крайнем из которых по всей видимости не так давно был детский сад, но после пожара его не стали восстанавливать
Далее перемещаемся на пересечение ул. К.Либкнехта и Шевченко. Здесь по указаниям источников находятся самые старые уцелевшие дома в городе.
В ходе осмотра мы действительно нашли немало интересных образцов. Как это и радостно и печально одновременно, все они жилые. Несмотря на ветхое состояние в них продолжается жизнь.
Перейдя через небольшой ручей мы обнаружили единственный в достойном состоянии дом, на котором видны следы хоть и давнего но все таки ремонта.
Стоит отметить что такие дома по тем временам стоили не мало, а их количество говорит о большой зажиточности местного населения в давние времена.
Следующим очагом культуры и архитектуры является ул. Московская. Но прежде чем найти как на нее с ул.Южной, мы наткнулись на заброшенное здание учебного заведения и общежития, рядом с действующей школой на ул. Орджоникидзе.
Судя по остаткам внутреннего убранства помещение использовалось по назначению еще относительно недавно. Но после пожара как и многие другие здания не было восстановлено.
Чтобы попасть на ул. Московскую, нужно обойти длинный многоэтажный дом и зайти со двора, она как бы скрыта от посторонних глаз, хотя посмотреть есть что, практически каждое здание - памятник архитектуры.
Отдельного упоминания достоин единственный отреставрированный дом. Судя по табличке на реставрацию собирали всем миром.
К машине мы возвращались уже по одной из центральных улиц - Орджоникидзе, на которой было найдено еще несколько заслуживающих внимания домов.
В целом город произвел шокирующее впечатление, при таком количестве памятников архитектуры, богатейшей истории промышленности и купечества он забыт туристами и властями. Все что есть разрушается под открытым небом.
Уже ко временам советской власти город потерял былую славу обувной столицы, а в 90-е так и не смог выбраться из разрухи, там и застрял вместе со всеми жителями.