Найти тему
KubinkaMan

От Амура до Урала

Немецко-русский бронеавтомобиль Benz-Gaggenau

Амурскую железную дорогу (заключительный участок Транссибирской магистрали) начали строить в 1907 году от станции Куэнга Забайкальского края до Хабаровска. Глухая тайга и обширные болота серьёзно затрудняли работы в этой части Транссиба. Широко использовался труд каторжан, которые часто убегали в тайгу и сбивались в бандитские шайки. В одном из полицейских отчетов того времени отмечалось, что каторжане «учиняли грабежи, иногда с убийствами, как ночью, так и днём, и навели столь сильную панику на проживающих в указанном районе, что последние, зачастую по необходимости даже ехать куда-либо отказывались». Часто жертвами бандитов становились железнодорожные подрядчики, купцы, артельщики. Бывшие каторжане не брезговали нападать и на рабочих, получивших зарплату. Лагеря преступников располагались на китайском берегу Амура, маскируясь под китайских бандитов – хунхузов. Они, в свою очередь, опасности для железной дороги почти не представляли, так как грабить русских опасались.

Проведение земляных работ паровым экскаватором на строительстве Амурской железной дороги. 1900-е годы. Фотография из открытых источников.
Проведение земляных работ паровым экскаватором на строительстве Амурской железной дороги. 1900-е годы. Фотография из открытых источников.

11 ноября 1911 года управление по постройке восточной части Амурской железной дороги, по предложению начальника работ А.В. Ливеровского, заключило с немецкой фирмой «Benz & Co» контракт на постройку охранного бронеавтомобиля: «Общий вес машины около 120 пудов, вес брони толщиною 4,5 мм из крупповской стали не должен превышать 30 пудов. Подъёмная сила – 6 пудов груза или 6 человек и 20 пудов. Шасси грузового типа. Мотор должен быть 4-цилиндровым в 35/40 л. с. с отлитыми попарно цилиндрами. Максимальная скорость при нагрузке – 20 вёрст в час. Автомобиль должен быть снабжён вращающейся башней, непроницаемость брони гарантируется против винтовочных выстрелов». Вероятно, перед выдачей заказа стороны пришли к согласию относительно конфигурации машины, потому что её разработка и постройка были закончены уже через полгода.

Шасси «Benz-Gaggenau» с цепной передачей. Каталог 1909 года. Шасси бронеавтомобиля имело ряд отличий от серийного.
Шасси «Benz-Gaggenau» с цепной передачей. Каталог 1909 года. Шасси бронеавтомобиля имело ряд отличий от серийного.

4 августа 1912 года машину доставили в Санкт-Петербург, в российское отделение торгового дома «Benz & Co», оттуда её отправили в Хабаровск. Бронеавтомобиль обошёлся казне в огромную по тем временам сумму в 11 500 рублей, несмотря на штраф в 1 203 рубля из-за нарушений технического задания (отсутствовала башня). Новых заказов на бронеавтомобили не последовало. Прибыв на место службы, «Бенц» превратился в бронедрезину, так как автомобильные дороги в тайге были редки. Впрочем, в книге известного норвежского учёного и путешественника Фритьофа Нансена «Через Сибирь» есть следующие строки, показывающие, что бронеавтомобиль использовался и на колёсах:

«В нашем распоряжении было два автомобиля. Один — хороший, сильный дорожный автомобиль для нас, другой — блиндированный бронёй, для багажа. Последний обычно используют в этой небезопасной для путешественников местности для перевозки почты. Поскольку почта перевозит и заработную плату рабочих, то автомобиль сопровождает конвой из жандармов или солдат с заряженными ружьями. Шины у него литые, из каучука, а не дутые, которые могут проколоться. Однако и трясёт на этом автомобиле по здешним дорогам ужасно. На автомобиле мы двигались вперёд тоже довольно быстро, высоко подпрыгивая на ухабах. Просто удивительно, как эти прыжки выдержали наши рессоры и шины! Зато лошадей мы изрядно напугали: они вместе с телегами шарахались в разные стороны и часто оказывались в канавах. Как они оттуда выбирались, я не знаю, так как мы мчались дальше без остановки. А некоторые лошади пускались галопом от ужаса посреди дороги впереди автомобиля. Через болота были настланы гати из брёвен, по которым мы ехали иногда километры. Под весом автомобиля они прыгали и плясали, как живые.»

Сразу после начала I Мировой войны бронеавтомобиль был реквизирован «в военное Ведомство по военно-автомобильной повинности» по акту № 16495 от 5 октября 1914 года. Как следовало из сопроводительных документов, автомобиль «...в период службы на постройке в течении 25 месяцев сделал пробег всего лишь 2425 верст». Машину погрузили на железнодорожную платформу и отправили в Петроград в распоряжение Военной автомобильной школы. За Уралом случилась неисправность (какая именно, не уточняется, возможно бронеавтомобиль получил повреждения при транспортировке) и на несколько лет следы «Бенца» теряются.

Весной 1918 года бронеавтомобиль обнаружился в Омске, где его отремонтировали своими силами и передали на вооружение отрядов Красной гвардии. За характерную форму он получил прозвище "гроб Лобкова": экипаж бронемашины подчинялся председателю городского комитета РСДРП(б) Залману Лобкову. Кроме бронеавтомобиля «Бенц», на вооружении красногвардейцев состояли «Остин», «Фиат-Ижорский» и др.

«Гроб Лобкова», город Омск, май 1918 года. Вполне возможно, что пулемётную башню бронеавтомобиль получил именно в Омске. Фотография из открытых источников.
«Гроб Лобкова», город Омск, май 1918 года. Вполне возможно, что пулемётную башню бронеавтомобиль получил именно в Омске. Фотография из открытых источников.

25 мая 1918 года начался мятеж Чехословацкого легиона, и броневики тут же оказались в гуще боёв. 26 мая в Омске было объявлено военное положение. «Бенц-Гаггенау» и «Фиат-Ижорский» вместе со сводными отрядами революционных рабочих и артиллерии были погружены на железнодорожные платформы и направлены к станции Марьяновка. Броневик «Фиат-Ижорский» незадолго до этого прибыл из Петрограда вместе с бойцами Красной гвардии. Боевую машину прозвали «Питерец». Достоверно известно об участии в боях только этого броневика. Был ли «Бенц» в Марьяновке, а если был, то принимал или нет участие в боях, неизвестно.

«Питерец» за день до финального боя. 5 июня 1918 года. Фотография из фондов МБУК Районный краеведческий историко-художественный музей. Посёлок Марьяновка.
«Питерец» за день до финального боя. 5 июня 1918 года. Фотография из фондов МБУК Районный краеведческий историко-художественный музей. Посёлок Марьяновка.

Решающее сражение под Омском началось 6 июня в 7 часов утра и продолжалось до 11 часов ночи. Атака следовала за атакой, одна группа чехословаков действовала столь решительно, «...что на расстоянии 200 шагов от нашего штаба чуть не захватила пушку, положение спас бронеавтомобиль», как писал руководитель обороны А.А. Звездов в статье «Бой на станции Марьяновка 6 июня 1918 года», опубликованной в газете «Советская Сибирь» № 121 от 5 июня 1921 года.

В середине дня с правого фланга в штаб позвонили пулеметчики и просили направить к ним броневик, потому что чехи сосредотачивались для атаки: «Скорее бронеавтомобиль, не выдержим!». Броневик «Фиат» перетащили через рельсы на северную сторону, и здесь он остался до конца боя. После обеда натиск легионеров на левом фланге ослаб, а на правом усилился, они захватили станционную мельницу, и красногвардейцы, неся потери, отошли. Попытки с помощью пушек отбить мельницу закончились неудачей: чехословаки, понимая, что это важный плацдарм для наступления, держались крепко.

Рисунок из статьи «В огне 1918-го». «Газета Омская правда» от 25 мая 1988 года.
Рисунок из статьи «В огне 1918-го». «Газета Омская правда» от 25 мая 1988 года.

«... к вечеру от беспрерывной работы стал выбывать пулемет за пулеметом... Никто не думал об отступлении... А противник подошедшими пьяными резервами со всех четырех сторон всё теснее и теснее сжимал отважных бойцов. Коммунары умирали геройски. Раненый артиллерист-наводчик пустил себе пулю в висок с возгласом «Да здравствует революция!». Никто из раненых не хотел покинуть своего места»

Памятный камень «Марьяновских боёв», установленный у железнодорожного вокзала посёлка Марьяновка.
Памятный камень «Марьяновских боёв», установленный у железнодорожного вокзала посёлка Марьяновка.

Перевес был на стороне Чехословацкого легиона, к которому подходили новые подкрепления, а потери омичей росли. Ночью станция Марьяновка была оставлена. Повреждённый бронеавтомобиль «Фиат-Ижорский» эвакуировать не удалось, и он стал трофеем белочехов. Утром 7 июня Военно-оперативный штаб принял решение оставить Омск, вывезти красноармейские и красногвардейские части, эвакуировать ценности, хранившиеся в банке и в других учреждениях. В тот же день в город вступили чехословацкие и белогвардейские части. «Бенц» был захвачен на железнодорожной платформе или в Марьяновке, или в Омске.

Бронеавтомобиль «Benz-Gaggenau», захваченный Чехословацким легионом 7 июня 1918 года. Фотография из открытых источников.
Бронеавтомобиль «Benz-Gaggenau», захваченный Чехословацким легионом 7 июня 1918 года. Фотография из открытых источников.

В дальнейшем машина была включена в состав импровизированного бронепоезда генерала Яна Сырового (Generál Jan Syrový), но в боях, по-видимому, больше участия не принимала. По некоторым сведениям, бронеавтомобиль был передан японцам во Владивостоке, при эвакуации Чехословацкого легиона, вместе с остальным тяжёлым вооружением, и его следы потерялись окончательно.

Бронеавтомобиль «Benz-Gaggenau» в составе Чехословацкого легиона, Урал. На заднем бронелисте надпись «Uralšti divoši» («Уральские дивизии»), 1918 год. Фотография из открытых источников.
Бронеавтомобиль «Benz-Gaggenau» в составе Чехословацкого легиона, Урал. На заднем бронелисте надпись «Uralšti divoši» («Уральские дивизии»), 1918 год. Фотография из открытых источников.

При создании бумажной модели студия НИИ Бумажного моделирования использовала немногочисленные фотографии боевой машины, данные из каталогов фирмы «Benz & Co» начала XX века и труды чешского историка Jiří Tintěra. Воссоздать картину боя нам помог Марьяновский краеведческий музей.

В Омске в музее завода «Омсктрансмаш» с советских времён хранится жестяной макет революционного броневика, в очертаниях которого угадывается герой рассказа:

Макет броневика. Музей боевой и трудовой славы завода «Омсктрансмаш».
Макет броневика. Музей боевой и трудовой славы завода «Омсктрансмаш».

Бумажная модель бронеавтомобиля «Benz-Gaggenau» в масштабе 1:35 была опубликована в белорусском журнале «Юный техник и изобретатель» № 2 2017 года.

Участники Марьяновского боя бронеавтомобили «Фиат-Ижорский» и «Бенц-Гаггенау». Бумажные модели в масштабе 1:50. Авторские работы.
Участники Марьяновского боя бронеавтомобили «Фиат-Ижорский» и «Бенц-Гаггенау». Бумажные модели в масштабе 1:50. Авторские работы.