В начале 1944 года Франклин Д. Рузвельт начинал свой 12-й год в качестве президента Соединенных Штатов.
Популярный лидер демократов управлял своей страной в годы Великой депрессии своими новаторскими программами «Нового курса» и выиграл беспрецедентный третий срок с перевесом около 5 миллионов голосов в 1940 году. Теперь, когда наступил новый год выборов, Рузвельт столкнулся с еще одной монументальной проблемой: победить Германию и Японию и вести переговоры с СССР о построении прочного послевоенного мира.
Однако, как только он это сделал, его здоровье ухудшилось. Вскоре после возвращения с Тегеранской конференции Рузвельт заболел сильным кашлем, начал терять вес и постоянно утомлялся. Его дочь Анна была настолько обеспокоена, что потребовала, чтобы личный врач Рузвельта, доктор Росс Макинтайр, организовал для президента встречу с доктором Говардом Г. Бруенном, кардиологом Медицинского военно-морского госпиталя Бетесды, 28 марта 1944 года.
Согласно медицинским заметкам Брунна, которые он позже опубликовал, он диагностировал у 62-летнего Рузвельта снижение емкости легких, гипертонию (или высокое кровяное давление), острый бронхит и, что наиболее серьезно, острую застойную сердечную недостаточность.
Мрачный прогноз ФДР
В то время лекарства для лечения гипертонии еще не были разработаны, и единственным средством лечения было регулирование образа жизни пациента. В дополнение к курсу дигиталиса, растительного лекарственного средства, извлеченного из листьев цветка лисички, Брунн назначил президенту ограниченную диету, сократил употребление алкоголя и табака и увеличил отдых. Это означало, что в мае 1944 года - за месяц до дня «Д» - ежедневное расписание работы президента США включало только четыре часа работы в день.
При режиме Брунна некоторые симптомы Рузвельта улучшились, но у него оставался заметно недостаточный вес. В июле 1944 года доктор Фрэнк Лахи, глава клиники Лахей в Бостоне, сообщил Макинтайру, что, по его мнению, Рузвельт не переживет еще один полный срок полномочий. Лахей, один из экспертов-медиков, которые осматривали Рузвельта в марте этого года после диагноза Брунна, также записал свою оценку в неопубликованной записке, полный текст которой не будет обнародован спустя более шести десятилетий после смерти Рузвельта.
«Это было мое мнение, - писал Лахей, - что через четыре года другого срока с его бременем у него снова будет сердечная недостаточность, и он не сможет его завершить».
По словам Лахея, Макинтайр согласился с его оценкой ситуации, хотя точно неизвестно, сколько информации он передал своему влиятельному пациенту. В любом случае Лахей датировал свою записку 10 июля 1944 года. Десять дней спустя Рузвельт пошел от демократов на четвертый срок в качестве президента.
Почему ФДР шел на четвертый срок
Выборы 1944 года произошли в сомнительное время для Рузвельта, его страны и мира в целом, и Рузвельт явно чувствовал обязанность довести вторую мировую войну до конца. Теперь Рузвельт полагал, что ему надо лично обратиться к советскому лидеру Иосифу Сталину, чтобы обеспечить сотрудничество Советского Союза как в войне против Японии, так и в создании новой международной организации: ООН . Он был убежден, что только прочные отношения между двумя величайшими державами
Озабоченность состоянием здоровья Рузвельта среди других демократических лидеров превратила вопрос о его приемнике в 1944 году в предмет многочисленных споров. Прежде чем принять назначение, Рузвельт решил исключить своего вице-президента Генри Уоллеса, которого многие считали слишком левым и эксцентричным, в пользу сенатора Миссури Гарри С. Трумэна.
Хотя его противник-республиканец Томас Дьюи, несомненно, извлек выгоду из широко распространенных предположений о болезни Рузвельта, Рузвельту удалось продемонстрировать достаточно выносливости перед выборами, чтобы убедить избирателей в его жизнеспособности. В частности, он набрал очки за неистовую речь о своей собаке и совершил поездку по Нью-Йорку в открытой машине под дождем за несколько недель до дня выборов. В ноябре он одержал победу над Дьюи, хотя и с меньшим преимуществом в голосовании, чем любая из его предыдущих побед.
Последние недели ФДР
В январе 1945 года Рузвельт проехал около 14 000 миль до Ялтинской конференции, где он и Уинстон Черчилль ожесточенно столкнулись со Сталиным из-за советского господства над Польшей и других вопросов. 1 марта, на следующий день после завершения тяжелого путешествия обратно в Вашингтон, Рузвельт выступил на совместной сессии Конгресса с докладом о конференции. Впервые за время своего президентства он появился на публике в инвалидной коляске.
После того, как он извинился за то, что выступил с сидячей позиции, он сказал, что чувствует себя «освеженным и вдохновленным», и настаивал на том, что, хотя Ялта была хорошим началом, Конгресс и американский народ в конечном счете будут обязаны следовать курсу, чтобы создать прочный мир.
«Здесь не может быть никакого посредника», - сказал Рузвельт . «Мы должны будем взять на себя ответственность за мировое сотрудничество, или мы должны будем нести ответственность за другой мировой конфликт».
В конце марта Рузвельт покинул Вашингтон для своего приезда в Уорм-Спрингс, штат Джорджия. 12 апреля, всего через 82 дня после его четвертого срока, он умер от кровоизлияния в мозг. Внезапная смерть Рузвельта заставила Трумэна, как его преемника, сделать важный шаг в использовании атомной бомбы против Японии, а также в налаживании все более напряженных отношений со Сталиным.
Это также вызвало длительные споры по поводу обмана Рузвельтом американского народа, а также от того, повлияла ли его болезнь на его рассудительность и производительность в решающий момент во время Ялтинской конференции.